Послание Александра Лукашенко парламенту и народу было более кратким и менее эмоциональным, чем прежде. Фото с официального сайта президента Республики Беларусь
Вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко в своем Послании парламенту и народу заявил, что не будет мальчиком на побегушках у России. Белорусский лидер упрекнул ближайшую союзницу в том, что она так и не поделилась с ним нефтяными месторождениями.
«Я хочу, чтобы россияне понимали, особенно руководство России, что мы не будем мальчиками на побегушках, что мы самостоятельное, суверенное государство, живущее с вами в одном доме, но имеющее свою квартиру», – отправил свое сообщение на Восток Лукашенко. При этом он подчеркнул, что президент РФ согласен с тезисом белорусского коллеги по поводу отдельных квартир, заставив наблюдателей задуматься, какое же такое российское руководство против раздельного проживания. «Президент России готов на этом строить наши отношения. Почему некоторые, в том числе провластные рупоры, зацикливаются на другом и доходят до клеветы на Беларусь? Пора это заканчивать, это к добру не приводит», – резюмировал белорусский президент.
«Коль мы в союзе, давайте придерживаться принципов, которые мы выработали», – снова обратился он к российскому руководству. «Это ж не дело, когда премьер-министр России – мой хороший друг, товарищ, приезжает на КамАЗ и говорит: «Ну раз Беларусь отказалась нам продавать какой-то завод, то давайте на КамАЗе это производство организуем». Как тогда понимать нашу договоренность, что мы не будем создавать альтернативные производства?» – задался вопросом Лукашенко.
Президент уточнил, что речь не идет о том, что Белоруссия не готова что-то продавать. Готова, но на определенных условиях. Например, как следовало из сказанного Лукашенко, в обмен на белорусский Минский завод колесных тягачей, который производит шасси для транспортировки ядерных ракет, он хотел бы получить нефтяное месторождение. «Покупайте, если у вас есть интерес, но и у нас есть интерес в России. Например, мы примерно 20 млн тонн нефти покупаем у вас и 25 млрд кубов газа. Вы нам взамен продайте или передайте месторождение, чтобы мы могли добывать 10 млн тонн нефти… Давайте договоримся, вы нам помогаете в этом плане – мы вам идем навстречу в этом». Почему Минск так и не услышал «да» в ответ, Лукашенко предложил депутатам догадаться самим.
Лукашенко попытался оправдаться, что Белоруссия не сделала никакого разворота на Запад, просто «это второе, а сегодня уже первое объединение по торговле с нами». «Мы что – как Россия с НАТО ведем диалог, обнимаемся, договариваемся? Нет. У нас что – заключен договор, как у России, Казахстана, Армении, об ассоциации (или как он там называется) с Евросоюзом? Нет. Тогда не надо нас в чем-то упрекать», – спорил Лукашенко с невидимым собеседником на Востоке. «Давайте жить дружно», – закончил он свое обращение к российскому руководству под бурные аплодисменты зала. Что до Запада, то отношения на этом направлении Лукашенко охарактеризовал как «серьезный перелом» и призвал сосредоточиться на экономике, чтобы «не заговорить этот процесс».
Косвенно Россия присутствовала в речи Александра Лукашенко, когда он говорил о сложной международной обстановке: новый этап холодной войны, противостояние блоков, угроза суверенитету страны, «проникновение» в нее хаоса и обращение к Беларуси «мировых держав» с просьбой «играть более активную и значительную роль в мировой политике… по кое-каким вопросам». «Не обо всем мы пока можем сказать, но вы понимаете, о чем здесь идет речь», – намекнул Лукашенко, вероятно, имея в виду свои миротворческие усилия в конфликтах России с другими странами.
Лукашенко заверил, что Белоруссия конфликтовать ни с кем не будет, оружием бряцать не собирается, но при необходимости использует для защиты своих интересов созданный в стране современный оборонный комплекс. Причем не исключил и внутренних конфликтов, которые возможны «только при поддержке внешних сил».
Лукашенко был нетипично краток (полтора часа против 2 часов 40 минут в прошлом году) и неэмоционален.
Минск