Вопросы сотрудничества с ЕС обсудит в Душанбе представитель ЕС Петер Буриан. Фото со страницы OECD Global в Flickr
Специальный представитель Европейского союза по странам Центральной Азии Петер Буриан обсудит сегодня в Таджикистане вопросы сотрудничества, региональной безопасности и соблюдения прав человека в этой республике. Визит европейского дипломата в Душанбе проходит на фоне громкого судебного процесса над активистами Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) – на скамье подсудимых около 200 человек.
В Таджикистане ожидают обещанные Евросоюзом 251 млн евро на развитие сельских регионов, здравоохранения и образования. Это кредит, предоставляемый до 2020 года в рамках Стратегии ЕС – Центральная Азия. За 20 лет сотрудничества ЕС предоставил Таджикистану в виде помощи около 600 млн евро. Один из профинансированных проектов проинспектирует Петер Буриан – в городе Нурек реализована программа «SECRET: Социально-экономические и культурные права заключенных и бывших заключенных в Таджикистане». В рамках этой программы оказывается экономическая, психологическая помощь одной из самых социально незащищенных групп населения – женщинам-заключенным. Помощь также получают бывшие заключенные для их последующей социальной интеграции.
Одновременно Таджикистан ожидает помощи от Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По сообщению Министерства финансов страны, речь идет о привлечении очередного транша в размере 40 млн долл. из Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) для поддержки государственного бюджета. Экономический кризис вынуждает власти Таджикистана искать возможность получения денег как у ЕС, так и у Евразийского экономического союза. Более того, как считают эксперты, уже в нынешнем году Таджикистан может присоединиться к региональному союзу. Как считает глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович, кризис заставляет Душанбе искать общий язык сразу с несколькими экономическими объединениями для получения инвестиций, и в такой ситуации страна вряд ли будет держаться в каком-то определенном направлении.
Другим не менее важным вопросом, заявленным в повестке визита европейского спецпредставителя, значится соблюдение прав человека в Таджикистане. Представители таджикской оппозиции надеются, что Буриан не обойдет вниманием судебный процесс, который в закрытом режиме проходит в Душанбе над членами ПИВТ. Напомним, власти Таджикистана после мятежа генерала Абдухалима Назарзоды обвинили ПИВТ в причастности к попытке госпереворота и запретили ее деятельность на территории республики. Около 200 членов партии, в том числе весь актив, были арестованы и находятся в ожидании приговора суда. Представители таджикской оппозиции накануне заседания Совета по сотрудничеству между Европейским союзом и Таджикистаном, которое состоялось в феврале в Брюсселе, распространили обращение к ЕС с призывом содействовать в обеспечении прозрачности процесса над активистами ПИВТ. Однако министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс, представлявший на заседании ЕС, признал «право Таджикистана на защиту своего конституционного строя», но коротко отметил, что власти не должны ограничивать политическое пространство в стране.
«Европейские чиновники на фоне активной террористической деятельности исламских группировок под эгидой запрещенной в России экстремистской организации ИГИЛ, стараются не вмешиваться в деятельность исламских партий и организаций за пределами Европы. Такие процессы, как в Таджикистане, просто игнорируются. Из-за ПИВТ или суда над ее членами, какой бы ни был подход – правомерный или нет, европейские страны, держа в уме теракты в Париже и Брюсселе, отношения с Душанбе портить не будут», – сказал «НГ» эксперт по постсоветскому пространству из Германии доктор Ашот Манучарян. По его словам, ситуация изменилась – если раньше запрет на религиозные партии в том же, например, Таджикистане критиковался Европой, то теперь в ЕС подобные вопросы стараются не рассматривать вовсе. «Понятно, что Таджикистан заинтересован в наращивании сотрудничества с ЕС, получении от него кредитов, инвестиций и т.п. Но обратной связи нет – Таджикистан малоинтересен ЕС. Евросоюз не желал бы вспышки еще одного острого кризиса, аналогичного ближневосточному, теперь уже в Центральной Азии, поэтому приветствует активность в этом регионе России или Китая, но сам будет держаться в стороне», – заявил Манучарян. В принципе в повестке дня ЕС центральноазиатские государства, за исключением, может быть, Казахстана, не стоят, никакая особая политическая или активная экономическая роль им на деле не отводится, резюмировал политолог.