Надежда Савченко не сомневается, что скоро будет дома. Фото Reuters
Сразу после вынесения в Киеве приговора гражданам РФ Евгению Ерофееву и Александру Александрову президент Петр Порошенко позвонил Владимиру Путину. Речь шла об обмене россиян, которых в Украине считают сотрудниками ГРУ, на летчицу Надежду Савченко. Вчера Порошенко заявил о том, что во время разговора был найден алгоритм обмена, но суть его не раскрыл. В Киеве обратили внимание на возможность прямых контактов украинского и российского лидеров.
Вчера Петр Порошенко во время брифинга с премьер-министром Дании Ларсом Расмуссеном рассказал о ночном звонке Владимиру Путину.
«Когда речь идет о человеческой жизни, нужно отбросить любую политику и обеспечить скорейшее возвращение. Именно поэтому я инициировал этот разговор с Путиным. Он состоялся по моей инициативе на основе предыдущих наработок. Мне кажется, что нам удалось согласовать определенный алгоритм освобождения Надежды», - сказал Порошенко По его словам, после разговора президентов «возможны некоторые сдвиги в вопросе освобождения и других украинских граждан». Он сообщил, что уже дал ряд поручений для отработки механизма возвращения Савченко в Украину. «По крайней мере я подчеркнул, что готов отправить президентский самолет для того, чтобы вместе с моими представителями забрать Надежду домой и как можно скорее вернуть ее в Украину», – сказал украинский президент.
Позвонить российскому президенту Петра Порошенко ранее неоднократно призывали и родственники Савченко, и общественные деятели, и журналисты, которые в конце марта провели специальную акцию у здания администрации украинского президента. Порошенко много раз заявлял, что использует все возможности для возвращения Савченко на родину. В марте во время визита в Турцию он подтвердил, что готов осуществить обмен. Порошенко уточнил, что с российской стороны он таких предложений не получал.
О ночном звонке Путину первой рассказала в начале парламентского заседания зампредседателя Верховной рады, уполномоченный президента Украины по мирному урегулированию в Донбассе Ирина Геращенко. Она напомнила, что в понедельник районный суд Киева вынес приговор Ерофееву и Александрову. В то же время Министерство юстиции Украины получило письмо Савченко с просьбой приступить к работе по ее возвращению в Украину. Со слов Геращенко, все эти обстоятельства создали основу для предметного разговора Порошенко и Путина.
Пресс-служба украинского президента сообщила о достигнутой договоренности безотлагательно допустить к Савченко генконсула Украины в Ростове. «В связи с ухудшением здоровья Надежды Савченко президент Украины также призвал допустить к ней украинских или немецких врачей», – сказано в официальном сообщении. В то же время пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отказался конкретизировать достигнутые договоренности: «В каком ключе обсуждалась судьба и российских граждан, и украинской гражданки, мы пока не говорим».
Владимир Путин ответил на вопрос о Савченко 14 апреля, когда состоялась «Прямая линия». «Мы в контакте по этому вопросу с руководством Украины. Наши партнеры знают нашу позицию. И в таких вопросах лучше не забегать вперед», – передало тогда слова президента РФ агентство ТАСС.
Адвокат осужденных в Украине российских граждан Александра Александрова и Евгения Ерофеева Оксана Соколовская заявила «Интерфакс - Украина»: «Мы считаем приговор незаконным, но обжаловать не будем».
В то же время украинский министр юстиции Павел Петренко вчера сообщил, что российская сторона на данный момент официально не обращалась к Украине по вопросу о возможном обмене осужденных судом в Киеве россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова.
Напомним, 18 апреля коллегия судей Голосеевского районного суда Киева приговорила Евгения Ерофеева и Александрова Александрова к лишению свободы на 14 лет.
После звонка Порошенко Путину глава СБУ Василий Грицак вчера в ходе встречи со студентами сказал: «Мы очень надеемся, что в ближайшее время решим вопрос по Надежде Савченко».
В Киеве ранее звучали осторожные высказывания о том, что украинская власть, возможно, не заинтересована в скорейшем возвращении Савченко. Месяц назад суть подозрений изложил в колонке для издания «Апостроф» старший аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк. По его мнению, украинская сторона опасалась, что обмен Савченко побудит противников Украины арестовывать украинских граждан в Крыму, в Донбассе и на территории РФ, чтобы устраивать другие обмены и добиваться уступок от Киева. Кроме того, по мнению аналитика, возвращение Савченко привело бы к усилению позиций Юлии Тимошенко во внутренней украинской политике, поскольку летчица прошла в Верховную раду под первым номером в списках партии «Батькивщина».
Вчера Юлия Тимошенко, не касаясь темы разговора Порошенко и Путина, заявила с трибуны Верховной рады, что украинская власть делает недостаточно. Она отметила, что упомянутое Ириной Геращенко письмо Савченко в Минюст Украины было связано с тем, что «Министерство юстиции до сих пор не подготовило и не направило в РФ пакет необходимых документов, хотя «Батькивщина» требует это сделать уже несколько недель». Тимошенко пришла к выводу: «Работа (связанная с возвращением Савченко. – «НГ») блокируется и саботируется». Вчера некоторые депутаты требовали вызвать в парламент министра юстиции Павла Петренко, который сохранил свою должность со времен правительства Арсения Яценюка. Но к моменту сдачи номера в печать соответствующее решение не было принято.
В кулуарах Верховной рады активно обсуждали еще один нюанс, связанный со звонком Порошенко Путину. Некоторые депутаты говорили о том, что прямые контакты между украинской и российской властью существуют, хотя публично этот факт отрицается. Одни считали, что проводником закулисного переговорного процесса выступает Виктор Медведчук. Другие предполагали, что контакты строятся на давних бизнес-связях между Украиной и Россией.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал «НГ», что в прямых переговорах задействован очень узкий круг лиц: «Кто там выступает проводником, посредником, кто с кем договаривается, мы можем только гадать. Но это бессмысленно. Все и так догадывались: каналы связи существуют. И это на самом деле неплохо само по себе. Плохо другое: из-за отсутствия политической культуры там, где требуется прозрачность и публичность, все скрывают за ширмой конфиденциальности; а там, где нужна как раз конфиденциальность, ее зачастую подменяют кулуарностью».
Эксперт считает, что в рамках этого диалога вряд ли могут быть решены принципиально важные вопросы, касающиеся, например, Крыма или Донбасса: «Отдельные проблемы – да, возможно. Но в вопросах стратегии стороны стали заложниками доктрин, отступить от которых не могут ни на публике, ни в частной беседе. Может ли Россия отказаться от линии, обозначаемой как «агрессивный патриотизм»? Нет. Может ли Украина уступить в вопросах, которые связаны с национальными интересами и нацбезопасностью? Тоже нет».
Относительно темы возвращения в Украину Надежды Савченко Виталий Бала отметил, что этот вопрос вызывает эмоциональный отклик в обществе, поэтому многие политики используют его для разного рода спекуляций. Если бы не информационный шум, сопровождающий развитие ситуации, то проблема решилась бы гораздо скорее и проще, считает политолог.
Киев