Большинство домов, расположенных у линии соприкосновения, пришли в негодность. Фото РИА Новости
После ночного затишья в понедельник на рассвете боевые действия вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе возобновились с прежней ожесточенностью. Руководства Азербайджана и Армении интенсифицировали встречи с зарубежными дипломатами, преподнося события в своей интерпретации. Президент Армении Серж Саргсян не исключил признания независимости Нагорно-Карабахской республики (НКР), если Баку не свернет военные действия.
Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) в понедельник обнародовало данные по жертвам: погибли по меньшей мере 30 солдат и три мирных жителя, количество раненых в общей сложности превышает 200 человек.
Конфликтующие стороны предлагают свои данные, многократно превышающие вышеприведенные и подчеркивающие собственное превосходство над соперником. Трагическая статистика, которая периодически обнародуется официальными представителями сторон, подкрепляется жестким информационным противостоянием. Противники через подконтрольные сайты выставляют видео- и фотосъемки о зверствах противоположной стороны. В отдельных случаях не брезгуют грубым «фальшаком», предлагая интернет-пользователям ужасы войны в Сирии или даже в Южной Осетии и Чечне.
На опровержение всех дезинформаций у сторон, похоже, не хватает ни сил, ни ресурсов, и внимание уделяется лишь самым вопиющим, способным отразиться на боевом духе воюющих. В частности, армянская сторона назвала плодом фантазии сообщение Министерства обороны Азербайджана о гибели нескольких армянских генералов и высокопоставленных офицеров. В свою очередь, азербайджанская – категорически опровергла замелькавшую было информацию о выходе неких армянских формирований на бакинское направление.
Поиски виновных в новом кровопролитии выходят за пределы региона. Если б не поддержка России, армянский вопрос был бы давно решен, полагают одни. Если б не помощь Турции, азербайджанцы не решились бы на возобновление войны, уверены другие. Анонимный карикатурист обнародовал ядовитый рисунок: лидеры РФ и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган играют в некую игру, в которой воюют две армии, в главных фигурах которых угадываются соответственно президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев.
Впрочем, на пресс-конференции 4 апреля глава МИД РФ Сергей Лавров предложил отказаться от схожей трактовки карабахских событий. Россия не обвиняет ни Анкару, ни других внешних игроков в эскалации конфликта в Нагорном Карабахе, заявил российский министр, но подчеркнул, что «есть попытки (сорвать урегулирование. – «НГ») со стороны тех, кого не устраивают основополагающие подходы в нагорнокарабахском урегулировании». «Эти подходы были закреплены в многочисленных документах России–Франции–США, в том числе в документах, которые были подписаны на высшем уровне президентами трех стран и которые предполагают исключительно мирное политическое урегулирование карабахского конфликта, у которого не может быть военного решения», – заявил Сергей Лавров, подчеркнув, что Москва добивается того, чтобы Баку и Ереван услышали сигналы России, США и Франции о необходимости прекратить военные действия. По словам Лаврова, он и министр обороны РФ Сергей Шойгу связывались со своими коллегами в Баку и Ереване, и «Россия… добивается от Еревана и Баку прекращения военных действий в Карабахе».
«Освободив» Анкару от ответственности за войну в Нагорном Карабахе, глава МИД РФ при этом обвинил ее в поддержке террористов в Ираке и Сирии. По словам Лаврова, «для всех, включая Турцию и турецкий народ, было бы правильным, чтобы сейчас Анкара сконцентрировалась на прекращении поддержки терроризма».
Подобное заявление главы внешнеполитического ведомства РФ может являться своеобразным отказом от прозвучавшего накануне завуалированного предложения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о встрече на высоком уровне ради улучшения российско-турецких отношений и стабилизации ситуации в регионе.
О нежелании видеть Анкару среди переговорщиков по урегулированию карабахского конфликта 4 апреля заявил президент Армении Серж Саргсян. На встрече с послами ОБСЕ в Ереване он сказал, что «Турцию вообще надо держать вдалеке от процесса карабахского урегулирования». По словам армянского лидера, все заявления турецких руководителей до нынешней эскалации конфликта и в ходе военных действий способны только создать постоянный очаг напряженности, и больше ничего.
Касаясь положения дел на линии соприкосновения, Серж Саргсян заявил послам ОБСЕ, что армянские силы держат ситуацию под контролем, идут бои, в ходе которых азербайджанская сторона несет тяжелые потери. При этом президент подчеркнул, что армянская сторона выступает за прекращение огня и выполнение всех обязательств, зафиксированных в договоре о перемирии, который был заключен в мае 1994 года в Бишкеке. После этого, считает Саргсян, необходимо оперативное внедрение механизмов по расследованию приграничных инцидентов, существенное увеличение мониторинговой миссии личного представителя действующего председателя ОБСЕ. «Если же военные действия не прекратятся и приобретут более широкий масштаб, то Армения признает независимость Нагорного Карабаха», – заявил армянский лидер. По его словам, Ереван воздерживался от этого шага, считая, что он осложнит переговорный процесс. Но поскольку процесс сорван, а Азербайджан выбрал путь войны, то сценарий признания суверенитета НКР стал реальным. Президент Армении считает, что азербайджанское руководство должно начать прямые переговоры со Степанакертом для стабилизации ситуации. Саргсян подчеркнул при этом, что нынешнего обострения можно было бы избежать, если бы мировое сообщество более активно занималось карабахской проблемой и адекватно реагировало на угрозы Баку и закупку им значительных вооружений.
Свои претензии к международному сообществу 4 апреля озвучил и Азербайджан. Вице-премьер, один из лидеров правящей партии «Ени Азербайджана» («Новый Азербайджан») Али Ахмедов одной из основных причин нерешенности конфликта назвал «слабую деятельность Минской группы (МГ) ОБСЕ». «Справедливый рецепт урегулирования конфликта решил бы проблему, и сегодня не осталось бы причины, вызвавшей серьезное противостояние на Южном Кавказе», – заявил он.
На момент подписания номера в печать, по данным «НГ», боестолкновения вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе продолжались с высокой интенсивностью. Стороны независимо друг от друга объявили о готовности прекратить огонь при выполнении соперником ряда условий. Условия, ясно и малосведущему в данном конфликте, на данном этапе взаимонеприемлемые. Лидеры международного сообщества по-прежнему категорически призывают стороны к незамедлительному прекращению военных действий и срочному возобновлению переговоров.
В столице НКР Степанакерте между тем внешнее спокойствие. О том, что в нескольких десятках километрах война, говорят большее, чем обычно, количество людей в камуфляжной форме, а также некоторая оживленность у больницы. Сюда с передовой доставляют раненых. Тяжелораненных бойцов на вертолетах переправляют в Ереван. Внешне же Степанакерт живет обычной жизнью. Работают все школы, детсады, магазины, увеселительные заведения. Посетителей в этих заведениях мало – присутствует этический момент, и в поднятии праздничных тостов их не уличить. Не до того: карабахцы знают, что такое война, знают цену жизни и смерти – в первую войну здесь не осталось ни одной семьи, не потерявшей близкого родственника. Поэтому даже оптимистичные вести с передовой карабахцы воспринимают сдержанно, подавляя эмоции.
«Накануне по решению руководства НКР из сел Талиш и Мадагис, которые обстреливались «градами», было выведено местное население. Других такого типа перемещений нет. Много добровольцев записывается для отправки на фронт, можно сказать – все мужское население», – сказал «НГ» собеседник из Степанакерта. По его словам, никто пока не берется говорить о сроках окончания войны, но в Карабахе при надобности готовы сражаться до последнего.