0
5375
Газета СНГ Интернет-версия

04.04.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. О роли России в урегулировании карабахской проблемы

Тэги: нагорный карабах, армения, азербайджан, путин, шойгу, вооружение, втс


нагорный карабах, армения, азербайджан, путин, шойгу, вооружение, втс Фото Павла Сарычева\НГ-Online

Начавшиеся в ночь на 2 апреля в Нагорном Карабахе самые масштабные за время перемирия боевые действия вызвали понятную обеспокоенность у руководства России. Президент страны Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу призвали стороны конфликта к немедленному прекращению огня. И вот уже военно-политическое руководство собирается на соответствующие переговоры в Баку. В минувшее воскресенье, несмотря на обоюдные заявления сторон о свертывании боевых действий, хотя и поутихнувшие, взаимные обстрелы на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск все же продолжались.

Это вызывает в мире естественную озабоченность, прогнозируются самые пессимистичные сценарии по поводу возможного развития событий. И здесь возникает, может быть, один из главных для руководства России вопросов: как действовать в дальнейшем?

Ответ на этот вопрос очень важен, поскольку именно Москва во многом ответственна за этот конфликт не только как сопредседатель Минской группы, но и как основной партнер Баку и Еревана по военно-техническому сотрудничеству (ВТС). Нет большого секрета в том, что за последние пять-шесть лет Азербайджан утроил объемы оружейного бизнеса с Россией, а общая стоимость военных контрактов оценивается приблизительно в 4 млрд долл. РФ заканчивает поставки в эту страны практически всей основной номенклатуры вооружений Сухопутных войск (танков Т-90С, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских установок «Мста-С», тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, а также реактивных систем залпового огня – РСЗО «Смерч») в количестве, которым можно укомплектовать несколько механизированных бригад. При этом в Азербайджан уже поставлены два дивизиона зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-2, несколько батарей зенитно-ракетных комплексов «Тор-2МЭ», а также несколько десятков военно-транспортных вертолетов Ми-17В1 и ударных Ми-35М.

Военно-техническое сотрудничество с Арменией тоже идет полным ходом. К примеру, в феврале 2016 года начало действовать соглашение о поставках в эту страну в счет оружейного кредита в 200 млн долл. нескольких дивизионов РСЗО «Смерч», ЗРК «Игла-С», гранатометов РПГ-26, снайперских винтовок Драгунова, тяжелых огнеметных систем ТОС-1А и т.п.

Несложный анализ информации, поступающей из зоны конфликта в Нагорном Карабахе, показывает, что, возможно, некоторые из подобных видов вооружений уже принимают участие в боевых действиях. И здесь возникает еще один вопрос: является ли РФ в связи с этим, скажем так, стимулятором конфликта между Арменией и Азербайджаном?

Как известно, вопрос этот на дипломатическом уровне обсуждается. И, видимо, не случайно месяц назад, когда заработал оружейный контракт РФ с Ереваном, МИД Азербайджана выступил с нотой, в которой обратился к Москве с требованием: «Эти вооружения не должны оказаться на оккупированных азербайджанских территориях», то есть эти вооружения Минобороны Армении не должно передавать Армии обороны Нагорного Карабаха. Как заявил две недели назад глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров, именно эта тема была одной из главных при обсуждении, когда в начале марта 2016 года в экстренном порядке Баку посетил вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин. И Мамедьяров тогда утверждал, что эту ноту МИДа страны в РФ «восприняли верно».

Как следует из заявлений Кремля, Москва против силового решения карабахского конфликта. И участие РФ в укреплении боевого потенциала Азербайджана и Армении, видимо, оговорено тем, что решать проблемы своей национальной обороны они должны без привязки к тем территориальным спорам, которые между ними имеются.

ВТС – это, конечно, очень щекотливое занятие. Однако, думается, Россия в оружейных бизнес-отношениях с Азербайджаном и Арменией выбрала правильную позицию. Если бы не Москва, торговую нишу в сфере ВТС с Баку заполнили бы другие страны. (Азербайджан сегодня по закупкам вооружений занимает второе место в Европе.) И тут, конечно, присутствует жесткая конкуренция. Помимо Москвы Баку ведет оружейный бизнес с Турцией, Израилем, а также некоторыми странами СНГ. Помощь же РФ в военном плане небогатой Армении диктуется геополитическими интересами. И в первую очередь для противодействия все той же Турции.

Армения для России – союзник. Но и Азербайджан по большому счету тоже партнер и союзник. А с союзниками Москва не воюет. И ей остается только в очередной раз попытаться активизировать миротворческий процесс и настойчиво ждать, когда стороны проявят добрую волю и сядут за стол конструктивных переговоров по решению конфликта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1731
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1080
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
785
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1063

Другие новости