Жесткий прозападный курс Грузии определился еще при Михаиле Саакашвили. Фото Reuters
Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко заявил о том, что вступление Украины и Грузии в НАТО поставит Европу на грань масштабного кризиса. Слова, прозвучавшие в эфире телеканала «Россия-24», были расценены в Тбилиси как очередной вызов и угроза Москвы независимости Грузии.
Представитель РФ при НАТО назвал недопустимыми действия и планы Североатлантического альянса по приему в свои ряды Украины и Грузии. «Нельзя себе представить ситуацию, чтобы эти страны продолжали лелеять надежду вступить в НАТО… и чтобы альянс реально готовил планы по их приему, поскольку это взорвет ситуацию и поставит Европу на грань кризиса, размеры и масштабы которого сегодня невозможно себе представить», – сказал Грушко. Ранее он отметил, что «Россия не будет пассивно наблюдать за усилением военного присутствия США в Европе».
«Мы не являемся пассивными наблюдателями, мы последовательно осуществляем все те военные меры, которые считаем необходимыми для того, чтобы компенсировать это усиленное присутствие, которое, кстати говоря, ничем не оправдано. Конечно, ответ будет абсолютно асимметричным. Он будет откалиброван так, чтобы отвечал нашим представлениям о степени военной угрозы, не был чрезвычайно затратным, но максимально эффективным», – заявил Александр Грушко в ответ на мнение, высказанное на днях командующим силами НАТО в Европе, генералом Филиппом Бридлавом о том, что альянсу следует увеличить контингент для защиты балтийских государств от России.
Для чего понадобилось Александру Грушко заявлять о недопустимости приема в НАТО, в частности, Грузии именно сейчас – не очень понятно. Единственное, что приходит на ум, упредительный характер заявления, да и то… Ведь Грузия ни сегодня, ни в скором будущем в Североатлантический альянс принята не будет. Более того, на Варшавском саммите НАТО в июле нынешнего года, несмотря на все просьбы и даже требования, она не получит План действий по подготовке к членству в НАТО, а это последний этап, сопутствующий приему государства в ряды организации. Без него прием в альянс невозможен. Во всяком случае, прецедента до сих пор не было. Европейские лидеры так и остались глухи к доводам грузинских представителей в пользу принятия или хотя бы максимального продвижения в интеграционном процессе.
По информации компетентных источников, категорическими противниками приема Грузии в НАТО являются Германия и Франция, а по слухам – не только они. Вступление же лоббируют США и несколько стран бывшего соцлагеря во главе с Польшей. Так или иначе, Тбилиси в вопросе вступления в Североатлантический альянс оказался в подвешенном состоянии.
С одной стороны, Грузия выполняет все рекомендации Брюсселя, получает от него положительные оценки, активно участвует в деятельности НАТО, принося в жертву своих сограждан, исполняющих воинский долг в спецоперациях альянса далеко за пределами родины. Но с другой – Грузия, похоже, в процессе вступления в НАТО сегодня оказалась никак не ближе, чем несколько лет назад. Ситуация столь двойственна, что министр обороны Тина Хидашели и другие высокопоставленные официальные лица страны фактически напрямую потребовали от руководителей НАТО определиться наконец, и если Грузию принимать не собираются, то перестать морочить голову и дать возможность властям строить планы развития государства без учета возможного членства в альянсе.
Заявление Александра Грушко пришлось на руку тем политическим силам Грузии, которые собираются использовать российскую карту в ходе кампании по выборам в парламент осенью 2016 года. То есть – почти всем. И не случайно то, что реакция оказалась моментальной. Приводить ответные заявления грузинских политиков вряд ли имеет смысл. Суть многоголосого хора свелась к тому, что Россия не рассматривает и не собирается рассматривать Грузию в качестве независимого государства, что заявление постпреда в НАТО – угроза и шантаж, что «взвешенная политика в отношении к Москве», о чем говорят нынешние власти, бессмысленна, потому что в конце концов привела в числе прочего еще и к агрессивному заявлению постпреда РФ в НАТО. А это равносильно вмешательству во внутренние дела Грузии.
Власти пока молчат. Лишь находящийся с визитом в Вашингтоне президент Георгий Маргвелашвили на встрече с представителями исполнительной власти США напомнил, что Грузия остается надежным союзником Запада в борьбе с глобальными угрозами и является «единственной страной в регионе, заявленная цель которой – вступление в НАТО и ЕС».
Впрочем, говорил это грузинский президент не в ответ на заявление Грушко, но лишь в очередной раз обозначая направление геополитического вектора Тбилиси, которое так раздражает Москву.