Фото Reuters
«Мы не допустим, чтобы Азербайджан превратился в место противостояния во имя интересов других государств». Это заявление, сделанное президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, по сути, расставило точки над «i» в обсуждениях о внешнеполитических приоритетах республики. Ну а поводом для обсуждений стал ряд смелых шагов официального Баку по примирению с Западом.
Нынешний кризис в отношениях Азербайджана с Западом начался в декабре прошлого года. Тогда, конгресс США готов был принять законопроект HR 4264 под названием «Акт демократии в Азербайджане», согласно которому членам азербайджанского правительства могли бы не предоставлять американские визы. В случае принятия этого документа Соединенные Штаты готовились ввести экономические санкции против Азербайджана. Автором «Акта», за которым могла последовать глубокая трещина в отношениях между Баку и Вашингтоном, была представлена Хельсинкская комиссия при конгрессе США, возглавляемая конгрессменом от Республиканской партии (штат Нью-Джерси) Кристофером Смитом. Объясняя причины, побудившие выработать данный проект, Смит сказал: «Мы признаем, что между нашими странами существуют серьезные связи в сферах национальной безопасности и экономики. Но США не могут оставаться равнодушными к негативной ситуации в сфере прав человека в Азербайджане».
Однако санкции в отношении Азербайджана введены не были. Более того, в начале января стало известно, что президент США пригласил азербайджанского коллегу принять участие в IV саммите по ядерной безопасности, который пройдет в 2016 году в Вашингтоне. А уже 18 марта текущего года тот самый Смит приветствовал указ президента Азербайджана о помиловании заключенных, среди которых были известные на Западе оппозиционеры и правозащитники.
«Так что же случилось? Баку будет ориентироваться уже на Запад?» – вопрошали политики и эксперты после указа Ильхама Алиева о помиловании. Действительно ли Баку развернулся на Запад? Давайте обратим внимание на внешнюю политику Азербайджана последних лет. Официальный Баку осуществляет свою внешнюю политику, принимая во внимание именно региональную чувствительность и общие интересы стран, считающихся ключевыми в регионе. То есть США и России. Исходя из этой точки зрения, именно ведение сбалансированной политики считается в настоящее время более целесообразным. Вот почему зарождение в этом регионе любой напряженности или конфликта является нежелательным, в первую очередь для Азербайджана, имеющего огромные энергетические ресурсы и проекты.
В таких случаях под угрозой, помимо прочего, оказываются государственный суверенитет и национальная безопасность. Интеграция Азербайджана в систему Европейского союза (ЕС) в политической, экономической и культурной сферах считается важной задачей. Целью является обеспечение безопасности и благосостояния народа, внедрение иностранного капитала и инвестиций, а также новых технологий в экономику страны. Кроме этого, создание эффективного сотрудничества со Всемирным банком, Международным валютным фондом, Всемирной торговой организацией является главным приоритетом. Среди приоритетов внешней политики Азербайджана также можно назвать установление норм цивилизованного совместного проживания разных этносов; активное участие в расширении деятельности международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, НАТО, обеспечивающих мир и безопасность в регионе и во всем мире; защита прав азербайджанцев, проживающих за рубежом, в соответствии с нормами международного права.
Но вышеперечисленное вовсе не означает, что Азербайджан может в одночасье отказаться от сотрудничества с Россией, имеющей сейчас с Турцией и Западом, мягко говоря, не самые лучшие отношения. Стоит обратить внимание на заявление главы МИД Азербайджана, сделанное в интервью газете «Коммерсант»: «Азербайджан, имеющий такие добрые отношения и с Россией, и с Турцией, больше всех заинтересован в том, чтобы в российско-турецких отношениях наступила полная нормализация в самые короткие сроки». Не стоит также забывать о главной проблеме Азербайджана – нагорнокарабахском конфликте, в котором Россия выступает главным модератором мирного урегулирования, и об экономической составляющей в отношениях Москвы и Баку.
Для справки: товарооборот между Азербайджаном и Россией по итогам 2015 года составил 1,855 млрд долл. Объем импорта продукции из России в Азербайджан в 2015 году вырос на 9,39% – до 1,438 млрд долл. Доля российской продукции в общем объеме импорта Азербайджана в прошлом году составила 15,59%. Россия занимает первое место среди стран, чьи товары импортирует Азербайджан. Экономические отношения были построены на протяжении многих лет. В каком воспаленном уме может появиться мысль, что Азербайджан может в одночасье взять и отказаться от своих экономических интересов, связанных с Россией, от российских инвестиций в азербайджанскую экономику, от фактора присутствия азербайджанских трудовых мигрантов на территории России?
В таком случае как назвать тот процесс, который происходит сейчас в отношении Баку и Запада? На мой взгляд, это очередная попытка Баку вести сбалансированную внешнюю политику. Политику, которую он в силу своих возможностей проводил всегда. Учитывая процессы, происходящие в регионе, для Баку следовать этому курсу будет сложно. Но Азербайджан, как уже было отмечено выше, намерен строить свою внешнюю политику исходя из собственных интересов, а не интересов других государств.