ОБСЕ продолжает отслеживать ситуацию в Донбассе и во время затишья. Фото со страницы миссии ОБСЕ в Украине в Flickr
Во вторую годовщину крымского референдума президент Украины подписал указ об усилении обороноспособности своей страны. Судя по тексту документа, украинская власть считает главной угрозой продолжение и расширение «агрессивных действий со стороны РФ». Социологи отмечают, что общественное мнение в Украине и в России подготовлено к сценарию войны. Взгляды граждан двух стран относительно аннексии Крыма и ситуации в Донбассе противоположны.
Социологический опрос украинцев в феврале проводил Киевский международный институт социологии (КМИС), мнение россиян выяснял в январе Левада-Центр. Сопоставление данных показало, что два соседних народа живут совершенно разными представлениями. В Украине 63% граждан убеждены, что с марта 2014 года длится война с Россией, только 18% не считают антитеррористическую операцию войной, а 19% затруднились с ответом на вопрос. При этом 65% украинцев уверены, что в Донбассе сейчас присутствуют российские войска, 13% считают, что Российской армии на востоке Украины нет, а 22% затруднились с ответом.
В России – все наоборот. Только 25% населения характеризуют ситуацию в межгосударственных отношениях как войну, 65% придерживаются противоположного мнения, а 11% его не высказали. Примерно половина российских граждан (52%) уверены, что армия РФ не принимает участия в событиях в Донбассе. Правда, 27% поддержали утверждение о присутствии российских войск. Примерно столько же людей, сколько в Украине – 21%, – не смогли с определенностью ответить, есть ли российские военные на востоке Украины.
Уже зная о том, кем были «зеленые человечки» или «вежливые люди» в Крыму весной 2014 года, россияне считают, что события развивались правильно. По данным Левада-Центра, сейчас 47% полностью поддерживают присоединение Крыма к России, еще 36% – скорее поддерживают. Категорически против состоявшейся аннексии выступают 4% россиян, склоняются к такому мнению еще 9%, а 4% не ответили на вопрос.
В Украине крымский вопрос остается одной из немногих тем, объединяющих общество. 62% граждан категорически негативно оценивают аннексию, еще 18% склоняются к такому мнению. Одобрили переход полуострова к России только 5% украинцев, еще 10% не ответили на вопрос.
КМИС обратил внимание, что в Украине общественное мнение очень отличается в зависимости от региона. Наиболее радикально настроены жители запада страны – Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровенской, Тернопольской, Хмельницкой, Черновицкой областей. Здесь подавляющее большинство (до 90%) обвиняют Россию в агрессии и почти все жители (95%) негативно оценивают крымские события.
В центре Украины (Киев, а также области – Киевская, Винницкая, Житомирская, Полтавская, Кировоградская, Сумская, Черкасская, Черниговская) превалируют те же настроения, что и в Западной Украине, однако их уровень снижается до 70–80%. В южных областях (Одесской, Херсонской, Николаевской, Запорожской, Днепропетровской) мнение о российской агрессии, российских войсках в Донбассе разделяют от 45 до 57% жителей. Но аннексию Крыма осуждают 80%.
Заметно отличается ситуация на востоке (Харьковская область, а также подконтрольные украинской стороне районы Донецкой и Луганской областей). Украино-российские отношения на данном этапе назвали войной 41% жителей, о присутствии в Донбассе российских войск сказали 37%. Только на вопросе о Крыме социологи зафиксировали всплеск, сближающий восточные области с другими регионами Украины: 63% жителей восточных областей осуждают и негативно оценивают аннексию.
Украинские социологи привели данные опроса и по тем районам Донбасса, которые не контролируются Киевом: только 8% жителей на территории ДНР и ЛНР назвали ситуацию украинско-российской войной, при этом 6% заявили, что в регионе есть российские войска. Но 16% не поддержали аннексию Крыма.
Политологи отмечают, что крымский вопрос стал краеугольным камнем отношений между народами. Эксперт украинского Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач сказал «НГ»: «То, что общественная оценка происходящего диаметрально противоположна в Украине и в РФ, – совершенно естественно. Одна сторона чувствует себя жертвой агрессии, другая – победительницей, одни апеллируют к международным нормам и соглашениям, другие исходят из того, что победителей не судят. Пока эта ситуация будет существовать, не забудутся обиды и не исчезнет взаимное недоверие».
Эксперт считает, что за последние два года в информационном пространстве обоих государств выстроена своя линия: одни ожидают нападения, другие психологически находятся «в боевой готовности». «Чтобы накопившаяся агрессия выплеснулась, необходимо только политическое решение. Но я сомневаюсь, что оно будет принято. По крайней мере в России не могут не учитывать, что в ответ Запад усилит поддержку Украины. И не только в политической или дипломатической сфере», – сказал Горбач.
На сегодня украинская власть рассчитывает только на свои силы. Президент Петр Порошенко указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны от 4 марта «О Концепции развития сектора безопасности и обороны Украины». В документе сказано, что в среднесрочной перспективе основными угрозами для страны будут «агрессивные действия России для истощения украинской экономики и подрыва общественно-политической стабильности с целью уничтожения Украины и захвата ее территории». В Киеве готовятся к вероятному применению против Украины не только «военной силы, а также технологий гибридной войны».
В ответ украинская власть намерена продолжить реформу своих вооруженных сил в соответствии со стандартами НАТО. Президент поручил правительству, СБУ, Службе внешней разведки, Управлению государственной охраны в течение трех месяцев разработать концептуальные и программные документы развития сектора безопасности и обороны, а Минобороны через два месяца должно представить Стратегический оборонный бюллетень Украины.
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран считает, что украинская власть готовится не к так называемой большой войне, а к переходу нынешнего конфликта в другую плоскость: «Россия стремится к тому, чтобы были отменены санкции. В этой ситуации в их интересах – максимально дистанцироваться от ситуации на востоке Украины, создав все условия, для того чтобы конфликт перешел в разряд внутренней проблемы». Политолог сказал «НГ», что с этой целью может быть использован инструментарий, который уже получил название «гибридная война».
Именно неожиданный формат противостояния, по мнению эксперта, влияет на то, как украинцы оценивают ситуацию: «В западных и центральных областях настроены радикально и жестко, там (без сентиментов к советскому прошлому) называют вещи своими именами. Многие жители юга и востока, похоже, до сих пор не могут поверить в происходящее. Но это отнюдь не означает, что те, кто не называет войну войной, являются потенциальной базой для расширения зоны вторжения. Посмотрите, к примеру, на Днепропетровск – и южный, и восточный город. Население оказало всю мыслимую поддержку украинской армии. И волонтерское движение, и добровольцы… Да, в конце концов жители какой области, района, города или села хотят, чтобы у них было создано что-то вроде нынешних ДНР и ЛНР? Уверяю, никто не хочет».
Киев