В Степанакерте внешне все спокойно. Фото Reuters
Проблема урегулирования карабахского конфликта, углубление экономического и гуманитарного сотрудничества и двусторонних отношений – такова повестка переговоров президентов РФ и Армении Владимира Путина и Сержа Саргсяна, состоявшихся в четверг в Москве. Ожидается также, что в ходе визита армянский лидер откроет сегодня выставку, посвященную своей стране, а также посетит матч первенства мира по шахматам.
Накануне визита Сержа Саргсяна в Москву оборонное ведомство непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о пресечении диверсионной вылазки азербайджанских сил. Согласно распространенной информации, в среду на рассвете армянские бойцы зафиксировали «подозрительное перемещение на противоположной стороне» и «упреждающими действиями не допустили дестабилизацию на линии соприкосновения». Помимо этого, Степанакерт сообщил о систематических нарушениях азербайджанской стороной режима перемирия. Согласно заявлению, ежедневно фиксируется около 100 обстрелов, а на днях армянские позиции подверглись минометному огню.
Азербайджанская сторона, не отрицая фактов нарушения режима невозобновления огня, в происходящем обвиняет оппонентов. Хотя и согласна с тем, что статус-кво не устраивает, прежде всего, ее саму, а не непризнанную республику. В день визита Сержа Саргсяна в Москву президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая в Баку на четвертом форуме «К многополярному миру», потребовал от международного сообщества усилить давление на Ереван для «освобождения оккупированных азербайджанских территорий». «Переговорный процесс по мирному урегулированию идет без подвижек… Но это невозможно, статус-кво должен измениться. Об этом неоднократно заявляли главы государств – сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Армения должна покинуть захваченные земли», – заявил Алиев.
У Сержа Саргсяна, конечно, свое видение ситуации и свой подход к ней. Ереван не может не беспокоить в очередной раз набирающая обороты милитаристская риторика и угрозы Азербайджана. К тому же теперь они находят совершенно открытую поддержку союзной ему Турции, первые лица которой в отношении карабахского конфликта всячески поощряют агрессивные заявления Баку. Пришло время освободить Карабах от армян, мир наступит, когда последний армянин будет вытеснен оттуда, заявил недавно премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу.
В таком свете союз с Россией для Армении предстает жизненно важным вдвойне. При этом, похоже, Ереван осознал, что в условиях поляризации сил в мире и в регионе, в частности, не стоит строить хорошую мину при плохой игре. Речь идет о поставках оружия Россией Азербайджану. До последнего времени армянские лидеры не гнушались разъяснять недовольному происходящим населению, что Азербайджан в любом случае купил бы вооружения, и какая разница, где именно он их приобрел. Однако после того как на днях Баку по дипломатическим каналам выразил официальный протест Москве по поводу поставок вооружений Армении, видимо, и Ереван готов, наконец, вслух выразить недовольство тем, что и азербайджанская армия получает российское оружие. Пусть и по более высокой цене. Во всяком случае, перед визитом Саргсяна в Москву некоторые СМИ, близкие к официальным структурам Армении, разразились публикациями об аморальности продаж оружия вражескому государству стратегическим союзником. Сам же Саргсян в Москве заверил Путина в приверженности к мирному пути урегулирования конфликта.
Москве важно сохранить баланс и стабильность на Южном Кавказе. «Россия стремится проводить сбалансированную политику в отношении Азербайджана. Этот курс уже доказал свою эффективность. Если бы Москва испортила отношения с Баку, то после ухудшения российско-турецких отношений в придачу к «сирийскому пакету» она получила бы немалые проблемы на Кавказе», – сказал «НГ» доцент кафедры регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Сергей Маркедонов. Из слов политолога следует, что ухудшение отношений Москвы с Баку может способствовать формированию триединого союза Азербайджан–Грузия–Турция, в чем заинтересована не только Анкара, но и Запад в целом. Эта структура могла бы стать противовесом российскому доминированию на Кавказе, которое Запад скрепя сердце после августа 2008 года принял, но сегодня хотел бы минимизировать. «В этом контексте стремление Баку уйти от однозначно антироссийской позиции, что он не раз продемонстрировал за последние полгода, крайне важно для Москвы. Но данный подход требует прояснения и с представителями Еревана, как и сюжеты вокруг военно-технической кооперации РФ с двумя соперничающими кавказскими республиками», – считает Маркедонов.
В противовес упомянутой оси легко проследить и начало формирования другой – Россия–Армения–Иран. Речь пока об экономических проектах, реализация которых стала возможной после выхода Тегерана из-под санкций: строительство железнодорожной ветки, которая свяжет армянскую дорогу с иранской; экспорт иранского газа через Армению в Грузию и далее в европейском направлении; создание зоны свободной торговли Ирана со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Во всех этих проектах Армения занимает ключевую позицию. Россия же является фактической хозяйкой армянской инфраструктуры – и трубопроводов, и железной дороги, а в ЕАЭС играет главную роль. Конечно же, Саргсяну было что обсудить с Путиным и в сфере большой экономики, а не только вопрос удешевления российского газа для армянских потребителей.