Фото Reuters
На фоне нового витка напряженности в грузино-российских отношениях, вызванного началом процесса в Международном уголовном суде (МУС) по расследованию преступлений, совершенных во время августовской войны 2008 года, представители экспертного сообщества Грузии и России, обеспокоенные возможным осложнением ситуации и возвращением отношений в состояние холодной информационной войны, приступили к интенсивным консультациям.
Власти Грузии считают действия России актом агрессии. Российская сторона, в свою очередь, называет свои действия операцией по принуждению к миру. Европейская комиссия под председательством Хайди Тальявини, затратив 1,7 млн евро (!), создала политический документ, который далек от реальной картины произошедшего столкновения. Необходимо признать, что каждая сторона по-своему интерпретирует события августа 2008 года, а на международном уровне не существует ни одного института, который мог бы дать непредвзятую, научно обоснованную оценку происходящим в мире вооруженным конфликтам.
На общем фоне геополитических катаклизмов перманентно продолжаются информационные войны, которые выводят конфликты на новые уровни противостояния. Государственные структуры, которые являются непосредственными участниками этих информационных войн, не могут содействовать созданию адекватных оценочных документов. Следовательно, и международные организации, находящиеся под их политическим влиянием, не способны на это. Результатом такого подхода становится то, что миротворческие форматы, создаваемые якобы для урегулирования конфликтов, не способны достигать эффективных результатов, так как ориентированы на замораживание и тление этих конфликтов, но не на их урегулирование. Таким образом, в действительности мы имеем не форматы по урегулированию, а псевдомиротворческие процессы, которые усложняют формирование миротворческих инициатив и их реализацию.
В декабре 2015 года по инициативе международной группы независимых экспертов была создана рабочая группа по формированию международной Лаборатории по оценке конфликтов и миротворческих процессов. В частности, лаборатория намеревается предложить инновационные подходы, позволяющие при желании сторон содействовать недопущению эскалации нового витка напряженности, который в каждом из существующих конфликтов мог бы подогреваться извне.
Учитывая весь комплекс происходящих событий, на рабочей встрече в Тбилиси эксперты и общественные деятели Азербайджана, России, Турции, Украины и Грузии заявили о необходимости формирования новой системы европейской безопасности, которая не только приняла бы историческую эстафету от столицы Финляндии, где в 1975 году был подписан основополагающий Хельсинкский акт, но и предложила новые принципы мирного сосуществования и развития. («Независимая газета» уже писала о «Тбилисской инициативе мира» – см. номер от 28.12.15.)
Эксперты исходили из того, что без адекватной и научно обоснованной оценки существующих в мире конфликтов и соответствующих или не соответствующих им миротворческих процессов урегулирование сложных конфликтов практически невозможно. Любые односторонние или тенденциозные оценки лишь подливают масла в огонь противостояния.
Сегодня эта инициатива находит постепенное признание самых разных сторон и начинает свое практическое развитие. Гражданские активисты, общественники и правозащитники из разных стран, во многом на энтузиазме поддерживавшие хельсинкские принципы 40-летней давности, поставили вопрос о необходимости построения новой системы международной безопасности, что без совместной объективной оценки сложившейся за последние десятилетия обстановки недостижимо. Речь идет о закреплении новых основ доверия, создании атмосферы взаимопонимания. Инициаторы этой идеи отмечают, что на Евразийском континенте появилось слишком много новых горячих точек или даже взрывоопасных регионов, что стало следствием отсутствия единого механизма, который пришел бы на смену хельсинкскому формату.
«Тбилисская инициатива мира» уже получила предварительную поддержку в экспертном сообществе ряда стран. Можно дискутировать по поводу названия этого международного проекта, но в конечном счете не столь важно, будет это «Тбилисской инициативой мира», «Хельсинки-2», «Хельсинки 40+» или иначе. Главное в том, что эта экспертная площадка находится в процессе создания и в ближайшее время состоится ее официальная презентация. Создатели учитывают и тот исторический факт, что Хельсинки-1975 стали основой для прямого диалога между Вашингтоном и Москвой, повлиявшего на процесс глобальной разрядки, что в том же самом году ознаменовалось таким эпохальным советско-американским проектом, как «Союз–Аполлон». Основная проблема в том, что после распада СССР и изменения зоны его влияния Хельсинкский акт фактически утратил свою силу, а на смену ему не пришли новые принципы совместного сдерживания войны. Эта неопределенность создает новые изощренные вызовы миру, включая угрозу международного терроризма, гибридных войн и многоцветных революций.
Тбилиси, географически находящийся на пересечении геополитических осей «Восток–Запад» и «Север–Юг», может стать символом содействия реанимации хельсинкского процесса. Необходимо принять эстафету у столицы Финляндии, чтобы в широком международном формате обсудить предварительные шаги по выработке рекомендаций для возможной подготовки нового основополагающего документа (новой Хартии мира) и последующего созыва совещания по созданию новых механизмов системы международной безопасности. Одной из ключевых задач гражданских организаций является информационная работа по формированию широкого общественного мнения в поддержку данного проекта. Подобные инициативы выдвигались и ранее различными экспертными и политическим группами, однако не имели особого успеха. Именно поэтому организаторы сегодняшней инициативы намерены привлечь к сотрудничеству известных политических деятелей, широкий круг опытных экспертов, представителей различных сфер и профессий.