Российское посольство в Киеве находится под постоянным «обстрелом». Фото Reuters
Группа депутатов из разных фракций Верховной рады разрабатывает законопроект о разрыве дипломатических отношений с Россией. Планируется, что документ будет зарегистрирован 14–15 марта. Его рассмотрение, видимо, будет приурочено к моменту вынесения приговора Надежде Савченко.
Накануне во всех крупных украинских городах состоялись акции в поддержку украинской летчицы. В Киеве несколько сотен человек собрались на митинги – на майдане Независимости и у здания посольства РФ. Вчера акция у российского диппредставительства продолжилась: в первой половине дня у здания собралось примерно 200 активистов. Они снова бросали в окна яйцами и зеленкой. Были озвучены требования к российской власти – освободить Савченко, а к украинской – разорвать дипломатические отношения с Россией.
В украинском обществе подавляющее большинство воспринимает летчицу как национальную героиню. Судебный процесс над нею в российском Донецке (на территории РФ) подробно отслеживают все СМИ. Вопрос о Савченко вчера задали президенту Петру Порошенко, который отправился с визитом в Турцию. «В последние дни мы предприняли все возможные меры для того, чтобы обеспечить международное давление на Россию как со стороны ЕС, США, так и других наших стран-партнеров, требуя немедленного, без каких-либо условий, освобождения Надежды Савченко из заключения и возвращения ее в Украину», – ответил Порошенко.
Поскольку усилия украинской власти до сих пор не увенчались успехом, в Украине возник вопрос о целесообразности сохранения прямого дипломатического диалога с Россией. И прозвучали требования о разрыве дипломатических отношений.
Впервые об этом заговорили весной 2014 года, после аннексии Крыма. Но начало событий в Донбассе продиктовало Киеву необходимость сохранять дипломатические отношения: два года тому назад звучали опасения относительно возможности масштабной российско-украинской войны. Чтобы избежать такого сценария, Киев считал нужным продолжать диалог с РФ.
Во второй раз призывы разорвать дипотношения прозвучали в начале 2015-го, после трагедии у Волновахи Донецкой области. В результате обстрела украинского блокпоста погибли 13 и были тяжело ранены 18 пассажиров рейсового автобуса, который случайно оказался в зоне поражения «Градов».
Год назад украинская власть снова выступила против разрыва дипотношений. Чиновники отмечали, что демарш ничего не изменит в ситуации с ДНР и ЛНР, но может ухудшить положение более 2 млн украинцев, находящихся в России, а также украинских граждан, находящихся в российских СИЗО.
Министр иностранных дел Павел Климкин в интервью газете «Зеркало недели» пояснил, что достаточно и тех мер, которые украинская сторона уже предприняла. Он напомнил, что Верховная рада признала Россию страной-агрессором, и вся украинская власть руководствуется этим решением в международных переговорах. «Мы отозвали для консультаций посла, значительно уменьшили штат посольства и консульских учреждений.
Но вопросы, которые мы должны решать, прежде всего в консульской сфере, остаются. Поэтому любые решения по двусторонним отношениям с РФ принимаются нами весьма ответственно и взвешенно, с учетом всех возможных последствий», – сказал Климкин.
Он также отметил, что война в Донбассе, о которой говорит украинская власть, является гибридной, а значит, к ней нельзя применить стандартные дипломатические ходы: «Для нас и мира очевидно, что классическими средствами невозможно победить в гибридной войне». В частности, разрыв дипотношений, по словам министра, означал бы, что все украинско-российские переговоры велись бы исключительно через посредников: «Сомневаюсь, что ситуация, когда вопрос «о нас» будут решать «без нас», стала бы лучшим выходом».
Спустя год в Украине заговорили, что все вопросы и так решаются на уровне «Россия–Запад». И что те связи – экономические, политические, дипломатические, – которые Украина сохраняет с Россией, приводят лишь к тому, что некоторые западные партнеры считают возможным перевести восприятие ситуации в формат внутреннего украинского конфликта. В Киеве крепнет убеждение, что от этого страдают национальные интересы.
Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко сказал «НГ», что проведенные в феврале социологические исследования показали негативное отношение украинского общества к итогу дипломатических усилий власти – Минским соглашениям. «Наибольшее отторжение вызывает вопрос о тотальной амнистии для тех, кто защищал ДНР и ЛНР. До 70% украинцев – против. Даже в восточных областях, граничащих с зоной АТО, где выше уровень поддержки политики уступок, только около 20% поддерживают тотальную амнистию. В целом по стране около 55% не поддерживают выполнение таких пунктов Минских соглашений, как создание в ДНР и ЛНР народной милиции, как предоставление непризнанным республикам права проводить самостоятельную политику. О настроениях можно судить по тому, что 34% поддерживают идею наступления и силового освобождения территорий. Правда, год тому назад таковых было 44%», – рассказал эксперт.
Лещенко отметил, что на таких общественных настроениях играют некоторые украинские политические силы: «Мы снова видим волну популизма. И сложно сказать, к чему это может привести, ведь эмоциональный накал в обществе, усиливающийся «фактором Савченко», вносит значительную неопределенность в политические решения». Эксперт отказался спрогнозировать, поддержит ли Верховная рада решение о разрыве дипломатических отношений с РФ, но не исключил этого. «Вопрос в другом: какую пользу принесет это решение? Как оно повлияет на высшее руководство России? Найдет ли поддержку у западных союзников Украины?» – сказал он.
Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак считает, что если украинская власть будет выносить законопроект на рассмотрение Верховной рады, то только после консультаций в Западом, в первую очередь с США. Как и всякий раз, когда вопрос о разрыве дипотношений с РФ вносился в информационное пространство, сейчас в Киеве снова звучат предположения о том, что это может привести к масштабной войне с Россией. Комментируя этот вопрос, Бадрак отметил, что с начала марта вопрос войны или мира перешел в пиковую фазу. «Противник готов применить все силы и средства, чтобы вынудить Киев к серьезным уступкам. Все, что связано с тезисами о выполнении Минских соглашений и о проведении выборов в Донбассе, направлено на достижение одной цели – создание на востоке Украины анклава, управляемого из России и оказывающего влияние на украинскую политику. Может быть, в украинской власти кто-то и пошел бы на это – в теории такое можно допустить. Но, учитывая общественные настроения, а также возросшее влияние праворадикальных сил и авторитет участников АТО, пойти на такие уступки власть не может. Ситуация тупиковая: разрешить конфликт на востоке дипломатическим путем без сдачи национальных интересов практически невозможно. Уступить – значит создать внутри страны очень опасную ситуацию», – сказал эксперт.
Валентин Бадрак считает, что ситуация может обостриться и стать неуправляемой в случае неблагоприятного развития событий в «деле Надежды Савченко». «Положительный исход – и в «деле Савченко», и в военных вопросах на востоке – возможен только вследствие диалога между США и Россией», – считает он. По мнению военного эксперта, в случае если Вашингтон одобрит рассмотрение Киевом вопроса о разрыве дипломатических отношений с РФ, то именно США могут наиболее эффективно и результативно представлять Украину в диалоге с Россией. Если диалог не состоится, а дипломатический демарш будет предпринят, то это, как и ряд других накопившихся факторов, может привести к обострению боевых действий.
Бывший губернатор Донецкой области, депутат Верховной рады Сергей Тарута заявил, что сейчас наступает критически опасный момент, связанный с судьбой Савченко. «Медленная и мучительная смерть Надежды в российской тюрьме станет импульсом, подобным расстрелу Небесной сотни. Эта трагедия запустит неуправляемые процессы, которые могут обернуться массовым кровопролитием или полноценной войной в регионе», – написал он в соцсети. Тарута обратился к президенту Порошенко с предложением немедленно привлечь нынешних посредников – Германию и Францию – к разрешению опасной ситуации: «Смерть Надежды неминуемо приведет к эскалации военного конфликта на востоке, гражданским акциям протеста и дестабилизации обстановки в регионе».
Киев