Киргизские рудокопы требуют не сокращать зарплату. Фото с сайта www.knews.kg |
В Киргизии продолжаются споры относительно судьбы российских средств, направленных на развитие местной промышленности. Деньги, предназначенные для реиндустриализации страны, могут уйти на финансирование ипотеки. В экономике республики по-прежнему сложное положение, которое может усугубиться из-за забастовки, начатой в пятницу работниками золотоносного рудника «Талды-Булак Левобережный». Не исключено, что их пример подхватят на других месторождениях.
В прошлом году, когда окончательно решался вопрос о вступлении Киргизии в ЕАЭС, для поддержания местной экономики было решено создать Российско-киргизский фонд развития (РКФР). Уставной капитал фонда составил 500 млн долл.; заемные средства – не менее 500 млн долл. Уставной капитал целиком формируется из средств госбюджета России. Деятельность данной организации, аккумулирующей на своих счетах значительные по местным меркам средства, находится под пристальным вниманием киргизских политиков и бизнесменов. Размытость формулировок привела к завышенным ожиданиям. Часть населения надеялась, что фонд откроет кредитную линию с льготными условиями. Реальность иная. Организация выставила высокие требования: средства из фонда могли получить лишь немногочисленные компании. Пока же фонд отказывается поддерживать еще одну инициативу.
Некоторые политики, включая лидера партии «Республика» Омурбека Бабанова, настоятельно предлагают направить средства на выдачу льготных кредитов населению. Интерес политика вполне понятен. Владея одним из крупнейших банков, «Кыргызстан», Бабанов будет рад, если средства фонда пройдут именно через него. А реализация программы льготного кредитования позволит ему выполнить предвыборное обещание.
В последние несколько месяцев власти Киргизии попытались договориться об использовании средств фонда для финансирования государственной ипотечной программы. На данный момент подписан меморандум, согласно которому РКФР планирует выделить средства на строительство жилья экономкласса. Какую именно сумму фонд намерен выделить, пока неизвестно.
Идея вложить российские средства в ипотеку вызвала споры. Местные владельцы строительных компаний (среди которых немало депутатов и чиновников) рады получить заказы на строительство, тем более что сфера недвижимости в последний год из-за кризиса ощутимо просела. Чиновники тоже «за» – программа позволит показать населению заботу о нем.
Критики данной инициативы указывают: во-первых, фонд создавался для поддержки программы реиндустриализации Киргизии, создания мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции и логистических центров. Говорилось о том, что «льготные кредиты будут направлены на финансирование наиболее перспективных с экономической точки зрения проектов на территории Киргизии». Поддержка местных девелоперов в список приоритетных направлений не входила. Во-вторых, сфера строительства одна из наиболее подверженных «распилам и откатам» – сложно гарантировать целевое эффективное расходование средств, а также их возврат.
Пока идут споры, ситуация в экономике Киргизии остается сложной. Местная валюта – сом, демонстрирует поразительную устойчивость, не меняя своего курса относительно доллара с декабря 2015 года. Нацбанк утверждает, что курс специально не удерживает. В то же время за год, в результате неоднократных интервенций, золотовалютный резерв страны сократился на 9%. Таким образом, курс сома может просесть в любой момент: в первой половине года ожидается снижение ВВП, а также объема экспорта.
Это связано с тем, что играющий стратегическую роль в экономике страны золотой рудник «Кумтор» сократит добычу золота. Деньги от продажи драгметалла составляют почти половину всего объема экспорта республики. Из-за добычи руды в зоне с низким содержанием драгоценного металла объем производства в январе 2016 года сократился на 64% по сравнению с январем прошлого года. Во втором полугодии ситуация должна выправиться – суммарно предполагается добыть примерно столько же золота (16,4 т), сколько и в прошлом году. Впрочем, случится это лишь в том случае, если конфликты вокруг рудника не приведут к остановке его работы. Предприятие по-прежнему работает в условиях нестабильности и угрозы национализации.
Альтернативные источники добычи золотого металла, несмотря на обещания, пока в полную силу не работают. Если чиновникам удастся запустить на полную мощь эксплуатацию золоторудных месторождений «Талды-Булак Левобережный», «Бозымчак» и «Кайди», производство этого драгоценного металла в Киргизии вырастет на 2–3 тонны. Этот план пока не работает. 19 февраля производство на упомянутом руднике «Талды-Булак Левобережный» было остановлено. Рабочие, требуя не сокращать зарплату, устроили забастовку.
Бишкек