Будущее Донбасса остается туманным. Фото Reuters
Запланированное на завтра в Минске заседание по урегулированию в Донбассе может не состояться. Ожидалось, что новый импульс минскому диалогу дадут переговоры глав МИД «нормандской четверки». Однако их встреча в Мюнхене 13 февраля была безрезультатной. В Киеве все громче говорят о новых форматах переговоров, а в Донбассе – о суверенитете ДНР и ЛНР. На этом фоне минская встреча на утро понедельника не была подтверждена.
«Нам вряд ли есть о чем говорить», – сказал телеканалу «112 Украина» представитель Киева в политической подгруппе Роман Безсмертный. На прошлой неделе заседание контактной группы не проводилось, и Безсмертный сообщил о тупиковой ситуации.
По его словам, все разговоры в Минске превратились в обмен эмоциональными заявлениями. Предполагалось, что выход из тупика предложат главы МИДов.
В Мюнхене встретились Сергей Лавров, Павел Климкин, Франк-Вальтер Штайнмайер, Францию в связи с отставкой главы МИДа Лорана Фабиуса представлял его заместитель Николя де Ривьер. Встреча была рекордно короткой и, как утверждают источники в Киеве, тоже вылилась в обмен эмоциями – в основном между украинской и российской сторонами. Главы МИДов встретились после того, как российский премьер на конференции по безопасности в Мюнхене четко охарактеризовал события в Донбассе как внутренний украинский конфликт. Президент Украины Петр Порошенко, выступая на той же площадке, безапелляционно заявил: «Господин Путин, это не гражданская война на территории Украины, это – ваша агрессия!» Порошенко сказал, что на украинской территории, в Донбассе, сейчас находятся 5 тыс. российских военнослужащих.
На той же ноте продолжил украинскую линию министр Климкин. Он рассказал журналистам: «Я показал несколько фото – пример, как российское оружие поставляется через границу. Лавров на это соответствующим образом никак не отреагировал, не комментировал». Российский министр ушел со встречи, не отвечая на вопросы журналистов. Его украинский коллега заявил о провале переговоров. Роман Безсмертный считает, что до тех пор пока не будет найден выход из ситуации на уровне политического руководства, переговоры в Минске вряд ли могут быть результативными. По его словам, именно «нормандская четверка» должна дать «понятные импульсы относительно дальнейших действий».
Между тем в Киеве не скрывают сомнений в том, что существующие форматы вообще могут достичь главной цели – урегулирования. Советник президента Украины, директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин проанализировал ситуацию в программной статье, опубликованной в издании «Зеркало недели». Он отметил, что одностороннее выполнение Украиной Минских соглашений могло бы только на время успокоить ситуацию в Донбассе, но привести к расколу в украинском обществе и дестабилизации в Украине. Поэтому, по его мнению, следовало бы по-новому взглянуть на содержание соглашений: «Главной проблемой Минских договоренностей является не столько то, что их невозможно выполнить в полной мере, а то, что даже их выполнение почти ничего не изменит, зафиксировав существующий на сегодняшний день политический статус-кво. Иначе говоря, приложив титанические усилия и пойдя на серьезные уступки, Украина может получить тот же сепаратизм, с которым придется мириться и сосуществовать в течение следующего исторического периода». Он считает, что Минск-1 и Минск-2 были подписаны в период острой фазы боевых действий, под давлением обстоятельств. Соглашения стали частью дипломатических усилий, направленных на то, чтобы объявить перемирие и выиграть время для переговоров. Украина же в этой ситуации занимала оборонительную позицию. Сейчас, по словам Горбулина, «речь может идти только о дипломатическом наступлении, которое будет заключаться в реструктуризации переговорного процесса». Он отметил предпосылки для нового этапа переговоров об урегулировании. Вынесение за скобки обсуждения всех вопросов, связанных с внутренней политикой Украины, включая конституционную реформу, статус регионов, условия выборов. Расширение круга участников переговоров: «Сегодня многие государства объективно заинтересованы в участии в многостороннем дипломатическом диалоге по Донбассу и Крыму и могут быть вовлечены в него. Прежде всего речь идет о Соединенных Штатах, которые остаются главным и самым мощным западным союзником Украины. Среди других потенциальных участников такие влиятельные региональные игроки, как Польша, Румыния, Турция». Кроме того, Горбулин назвал страны Балтии, а также, говоря о необходимости нового откровенного разговора на постсоветском пространстве, упомянул Грузию и Молдову. Он пояснил, почему Украина может выступить инициатором такого разговора: «Окончательное решение проблемы Донбасса и Крыма без решения проблем Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, Карабаха вряд ли возможно. Все эти проблемные вопросы связаны и имеют общий источник».
Что касается украинских вопросов, Горбулин предложил три сценария развития ситуации. Первый – консервативный: «Украинская сторона остается в рамках Минского процесса, прилагая усилия с целью его максимально возможной трансформации». Второй – интернациональный, предполагающий постепенный выход из Минского процесса и объединение усилий для создания нового широкого формата переговоров. В таком случае, как написал Горбулин, речь может идти о том, что «управление оккупированными районами Донбасса и Крымом (на период их деоккупации и возвращения в Украину) будет осуществляться временными международными администрациями». Третий сценарий Горбулин назвал националистическим: «Украинская сторона решительно выходит из переговорного процесса, прекращая работу во всех подгруппах и отзывая для консультаций свою делегацию в полном составе. Она сообщает о необходимости радикальной трансформации этого процесса». В таком случае, по мнению Горбулина, Украине нужно на первом этапе обеспечить «жесткое блокирование указанных территорий и прекращение с ними любых отношений», на втором этапе – «вытеснение оккупантов и коллаборационистов с захваченных ими территорий». Судя по заявлениям официального Киева, украинская власть склоняется к первому сценарию, рассматривает второй и исключает третий.
Однако в ДНР и ЛНР не воспринимают ни один из изложенных вариантов, продолжая настаивать на том, чтобы Украина в точности выполнила Минские соглашения. Республики требуют согласовать с ними конституционную реформу, чтобы предусмотреть в новой редакции Основного закона Украины закрепление особого статуса на постоянной основе и предоставление республикам квоты в Верховной раде с правом влияния на решения парламента. Кроме того, они настаивают на своих условиях проведения местных выборов, которые радикально отличаются от идей, озвученных в Киеве. И начинать разговор предлагают с тотальной амнистии. Украинская власть не соглашается не только выполнить, но даже рассмотреть ни один из пунктов, предложенных республиками. Российская сторона последовательно заявляет, что, не принимая участия в конфликте, не несет ответственности за выполнение Минских соглашений. И призывает Украину к прямому диалогу с ДНР и ЛНР. Что касается Крыма, то Россия не видит смысла и возможности рассматривать этот вопрос.
Киев