Украинский парламент готовит очередное постановление по поводу «агрессии России». Фото с сайта rada.gov.ua
На следующей неделе Верховная рада планирует принять очередное постановление о «продолжающейся агрессии Российской Федерации против Украины». В отличие от аналогичных документов, утвержденных украинскими депутатами за два последних года, сейчас речь идет не о попытке односторонней оценки ситуации, а о поддержке Киевом новой линии ЕС. Имеется в виду принятая Европарламентом 4 февраля резолюция, в которой аннексия Крыма названа незаконной.
Проект постановления готовится в форме обращения к парламентам иностранных государств и к парламентским ассамблеям международных организаций. Напоминая о близящейся второй годовщине аннексии Крыма, Верховная рада ссылается на резолюцию Европарламента, в которой осуждались действия РФ и говорилось, в частности, о нарушениях прав и свобод граждан и нацменьшинств на полуострове.
Украинские депутаты подхватили изложенную в европейской резолюции идею создания нового международного формата переговоров для решения проблемы Крыма. В проекте резолюции сказано, что усилия «по деоккупации Автономной республики Крым и города Севастополя (целесообразны. – «НГ») в формате «Женева плюс» с непосредственным привлечением к участию в этом процессе органов Европейского союза».
Впервые о формате «Женева плюс» заявил публично президент Петр Порошенко. Месяц назад в ходе пресс-конференции он сказал, что Украина активизирует усилия по возвращению Крыма, и предложил новый формат переговоров. Тогда же выяснилось, что «Женева плюс» означает участие в разговоре стран – подписантов Будапештского меморандума (Украина, Россия, США, Великобритания плюс Франция и Китай), а также Евросоюза – не на уровне отдельных государств-членов, а на уровне руководящих органов ЕС.
Российская сторона почти сразу же отреагировала на слова Порошенко. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов об идее нового формата, сказал: «Вопроса Крыма как такового не существует, соответственно невозможно обсуждать вопрос Крыма как таковой». Москва исходит из того, что вопрос был закрыт итогами крымского референдума, проведенного в марте 2014 года.
На днях, уже после упомянутой резолюции Европарламента, глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью российским журналистам отметил, что западные партнеры не ставят под сомнение результаты референдума, но упрекают его организаторов в излишней поспешности. «Референдум, наверное, можно было бы дольше готовить и нагнать туда больше наблюдателей. Они (Запад. – «НГ») спрашивают, почему мы его провели за одну неделю. Мы отвечаем, что была прямая военная угроза, бандиты мчались на поездах с оружием в руках с угрозой выкорчевать оттуда россиян», – пояснил Лавров.
По его словам, некоторые западные лидеры рекомендуют России сейчас в спокойной обстановке провести повторный референдум, чтобы снять все вопросы: «Даже американцы говорят нам на ухо: проведите его повторно, уже со всеми атрибутами и виньеточками, все равно результат будет такой же – и все вздохнут спокойно. Это же чистой воды лицемерие».
Украинские депутаты убеждены, что Запад не признает российский статус Крыма ни при каких обстоятельствах. В готовящемся постановлении содержится ссылка на ряд международных договоров, конвенций, деклараций, пактов. Верховная рада намерена потребовать от РФ «немедленно прекратить оккупацию АРК и г. Севастополя, отдельных районов Донецкой и Луганской областей». К Западу адресован призыв усилить санкционное давление на РФ и сохранять его до тех пор, пока Украина не возобновит контроль над своей территорией в границах, признанных на международном уровне.
Примечательно, что в проекте постановления впервые вопросы Крыма и Донбасса поставлены в один ряд, хотя до сих пор украинская сторона, следуя западной линии, разделяла их на два разных переговорных процесса. Стратегия относительно Донбасса вырабатывалась в рамках «нормандской четверки» (Украина, Россия, Германия, Франция). А тактические вопросы решались в «минском формате» (Украина–ОБСЕ–Россия плюс ДНР и ЛНР). Что касается Крыма, до настоящего времени никакого международного формата не существовало.
Идею внести крымский вопрос в повестку дня существующих форматов ранее озвучили представители крымско-татарского народа. Однако, как утверждают источники «НГ», инициативу восприняли в штыки в Германии и Франции, поскольку страны-посредники сочли, что вопрос о Крыме усложнит или вообще сорвет переговоры по урегулированию в Донбассе.
Сейчас ситуация изменилась, отмечают украинские эксперты. По их словам, минский процесс не увенчался успехом, несмотря на то что крымская проблематика осталась за его рамками. В Донбассе год начался с обострения ситуации, число обстрелов снова превышает 50 в сутки. В Украине с тревогой следят за начавшимися в понедельник, 8 февраля, российскими военными учениями на границе с Украиной.
Во вторник секретарь Совета национальной обороны и безопасности Украины (СНБО) Александр Турчинов официально заявил, что в российских учениях принимают участие «войска Южного военного округа ВС РФ, отдельные соединения и части Центрального ВО, Воздушно-десантных войск и военно-транспортной авиации Воздушно-космических сил ВС РФ. 8500 военнослужащих, более 900 единиц боевой и специальной техники, 200 самолетов и вертолетов, 50 кораблей». По словам Турчинова, в учениях принимают участие корабельные ударные группы Черноморского флота и Каспийской флотилии. Секретарь СНБО сделал вывод: «Можно констатировать, что Вооруженные силы России с подразделениями оккупационных войск, развернутыми на временно неконтролируемой территории Украины, проводят активную подготовку к ведению агрессивных боевых действий, что является прямой угрозой для нашей страны».
Если ранее стороны вели хоть какой-то диалог в рамках Совместного центра по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон (СЦКК), то сейчас и эта площадка перестала выполнять свою функцию. 9 февраля глава СБУ Василий Грицак на специальном брифинге сообщил, что Служба безопасности Украины заподозрила российских офицеров в составе СЦКК в сотрудничестве с ДНР и ЛНР, которые Киев считает «террористическими организациями».
В составе СЦКК работают 74 российских офицера. По словам Грицака, СБУ изъяла у некоторых из них материалы, которые могут свидетельствовать о сотрудничестве с вооруженными силами ДНР и ЛНР. Кроме всего прочего – документы о награждении руководством ДНР российских офицеров в составе СЦКК «за помощь в отражении агрессии государства Украины».
Первый скандал вокруг СЦКК грянул в декабре прошлого года, когда депутаты Верховной рады выяснили в Минобороны, что российские представители СЦКК находятся в Украине в статусе туристов. Согласно украинскому законодательству, представители вооруженных сил иностранных государств могут с оружием находиться на территории страны только в соответствии с решением Верховной рады. В отношении членов СЦКК вопрос даже не рассматривался. «Эти господа без проблем перемещаются в зоне АТО и свободно посещают позиции наших войск, что является просто подарком для российской разведки», – возмутился депутат Дмитрий Тымчук. После чего вопросом заинтересовалась СБУ.
Сейчас против российских офицеров, имена которых не названы, в Украине открыто два уголовных производства – по факту «пособничества террористической группе» и по факту «нарушения порядка международной передачи товаров, которые подлежат государственному экспортному контролю». На фоне патовой ситуации на переговорах в Минске разрушение диалога по линии СЦКК означает, что в эти дни рвутся последние нити, удерживавшие ситуацию в Донбассе от нового витка масштабных военных действий.
При этом в Украине актуализировалась идея создания новых форматов и новой повестки дня переговоров с Россией. Военный эксперт Игорь Козий в чате на сайте издания «Главред» отметил: «Донбасс в том виде, в котором он существует сейчас, однозначно Российской Федерации не нужен. И Россия сделает все возможное, чтобы эту «опухоль» интегрировать в украинское общество… Вопрос возвращения Крыма значительно сложнее». Он считает, что обе проблемы невозможно решить силовыми методами: «В военной плоскости делается все, что на современном этапе можно сделать. Вместе с тем должны быть более решительные шаги в экономических и политических санкциях».
Одной из задач международного давления должно стать начало обсуждения вопроса Крыма, но и с этим есть проблемы, полагает Козий: «Новый формат давно нужен. Но вопрос сводится к тому, что создавать его без участия России неэффективно, а создавать с участием нынешней РФ абсолютно не имеет смысла». Эксперт назвал ситуацию патовой, отметив, что минский процесс «с самого начала был обречен», что он не может привести к прекращению войны и решению российско-украинских территориальных споров: «А другой формат не будет воспринят Россией как дипломатическая платформа для переговоров».
Киев