Петр Порошенко легко находит общий язык с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Фото со страницы НАТО в Flickr
НАТО окажет Украине организационную и финансовую помощь в создании современных Сил специальных операций (ССО) и формировании новых Военно-морских сил. Соответствующие соглашения будут подписаны, возможно, до конца февраля. Об этом сообщил и.о. главы украинской миссии при НАТО Егор Божок.
Представитель Украины рассказал в интервью УНИАН, что договоренности были достигнуты в декабре, в ходе визита президента Петра Порошенко в штаб-квартиру НАТО. Божок сказал, что стороны условились о взаимодействии по всем направлениям, начиная от юридической базы «и заканчивая конкретной подготовкой и оснащением бойцов». Что касается Сил специальных операций, то Украина получит «консультативную, учебную и материально-техническую помощь НАТО».
Украинский эксперт в военной сфере, попросивший не называть его имени, сказал «НГ», что Киев задумался о необходимости современных ССО после аннексии Крыма. «Россия провела блестящую спецоперацию. Те самые «вежливые люди» и «зеленые человечки» были бойцами Сил специальных операций, которые в РФ начали создавать еще в 2009 году. Результат все увидели», – сказал он. По словам собеседника «НГ», Украине ответить было нечем, хотя в подчинении Генштаба ВСУ существовало Управление спецопераций. Однако во время президентства Виктора Януковича это формирование превратилось фактически в придаток Сухопутных войск.
Выполнять специальные задачи украинские силы оказались не способны ни по уровню подготовки, ни по эффективности управления. «Что такое ССО в наше время? Это как раз те ключевые силы, которые могут наиболее эффективно выполнять задачи в условиях гибридной войны. Не только точечные военные и разведывательные операции на оккупированной территории, в тылу противника, но и информационные атаки, и работу с общественным мнением. ССО – ключевой элемент современной войны», – сказал собеседник «НГ». По его словам, в 2014 году украинское руководство поставило перед Минобороны задачу создать ССО в виде отдельного вида войск. Позже к проекту подключились специалисты НАТО.
В ноябре прошлого года разразился скандал. Журналисты, волонтеры и даже советник президента, член парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Ирина Фриз сообщили, что украинское оборонное ведомство якобы срывает планы сотрудничества с НАТО по созданию Сил спецопераций. Выяснилось, что у альянса и украинских военных разное видение того, как нужно формировать, кому подчинять и на какие операции ориентировать ССО. Кроме того, была обнародована информация о конфликтах среди военного руководства, ответственного за функционирование такого вида войск. Генштаб ВСУ счел недоразумением появившиеся скандальные публикации.
В начале января стало известно о кадровых перестановках. Руководителем Управления спецопераций был назначен бывший замкомандующего Высокомобильными десантными войсками генерал-майор Игорь Лунев.
Сразу после назначения Лунев в интервью Радио «Свобода» рассказал, что Минобороны утвердило новую концепцию создания и развития ССО, согласно которой в Украине по западному образцу будет создан новый вид сил. «Сейчас продолжается работа над законом о Силах специальных операций. Сформировано командование ССО, которое будет непосредственно руководить воинскими частями, которые будут переданы силам спецопераций. В первую очередь это боевые воинские части, а также части информационно-психологических операций», – рассказал он. По словам Лунева, до конца 2016 года планируется оформить ССО организационно и структурно: «Один из ключевых вопросов – создание Центра специальных операций. Решение о его создании уже принято, определено место дислокации, утверждено штатное расписание специалистов». Обучение инструкторов из числа участников АТО, которые затем будут готовить группы спецназа, уже началось. В нем, по словам Лунева, украинской стороне оказывают помощь специалисты НАТО. Планируется, что к концу 2017 года украинские ССО будут полностью сформированы и готовы к выполнению задач, а их работа будет синхронизирована с аналогичными подразделениями войск НАТО.
В конце января состоялось заседание Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины, в ходе которого был принят ряд решений, связанных с усилением обороноспособности. На днях Порошенко подписал указ, которым ввел в действие одно из принятых на заседании решений – в Украине появилось новое военно-административное деление сухопутной территории, воздушного и морского пространства. В указе пояснялось, что решение было принято в соответствии с Военной доктриной от 2015 года, предусматривающей «механизмы реагирования на актуальные угрозы военной безопасности государства, в частности со стороны РФ». Смысл нового военно-административного деления, по словам экспертов, в том, чтобы усовершенствовать систему управления всеми видами Вооруженных сил и укрепить оборону страны при военных действиях.
В то же время представитель Украины при НАТО Егор Божок рассказал УНИАН о готовящихся к подписанию новых соглашениях. По его словам, речь идет не только о создании ССО, но и о других направлениях, в частности о восстановлении Военно-морских сил Украины. «Мы говорим о восстановлении по новым стандартам и образцам, что де-факто означает формирование новых ВМС», – сказал он.
К июльскому саммиту НАТО украинская сторона подготовит комплексную программу реформирования ВСУ до 2020 года, сообщил Божок. По его словам, в Варшаве Порошенко представит эту программу, а альянс обсудит вопросы помощи Украине в реформировании оборонного сектора. «Сейчас мы говорим о том, что нам нужна помощь более стратегического характера – помощь в построении армии нового образца. Это помощь на среднесрочную перспективу, которая предусматривает бюджет, финансирование. А это – серьезные деньги, капиталовложения альянса в целом и отдельных союзников в частности. Такие решения, конечно, принимают лидеры государств. Именно для этого нам и нужно утвердить комплексный пакет помощи на саммите», – рассказал Божок.
Комментируя действия украинской стороны, руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак сказал «НГ», что Киев готовится не к наступлению, а к обороне. «Попытки отвоевать территории, которые мы считаем оккупированными, невозможны. На это никто не пойдет. Точка. Но, решая проблему оккупированных территорий на политическом и дипломатическом уровнях, украинская сторона должна быть готова в любой момент отразить агрессию, защитить свою территорию от очень сильного противника. Исключить возможность войны мы по-прежнему не можем. И должны усиливать обороноспособность. Если сделаем это, то тем самым усилим свои позиции на переговорах по разрешению конфликта, в каком бы формате они ни проводились», – пояснил он.
Эксперт отметил, что украинская сторона не только надеется на помощь НАТО, но и действует самостоятельно. По его словам, украинской армии необходимы современные виды вооружений, которыми может обеспечить собственная оборонная промышленность: «Взят курс на обеспечение ВСУ элементами стратегического уровня. У нас есть ряд проектов, новейших разработок, которые уже прошли этап опытно-конструкторских работ». В качестве примеров Бадрак назвал модернизацию артиллерии и производство крылатых ракет. Он уточнил, что презентация этих проектов состоялась еще в 2013 году в присутствии президента Януковича, поэтому их наличие в Украине не является тайной. «И на Западе, и в России знают, что у нас есть хороший научно-конструкторский и технологический задел, промышленный потенциал, позволяющий Украине сделать рывок вперед», – сказал эксперт, отметив, что проблема может возникнуть в другом.
По его словам, Порошенко ранее поручил Министерству экономического развития и торговли на 5 февраля предоставить на рассмотрение правительства гособоронзаказ на 2016 год. Из-за скандала, связанного с заявлением об отставке министра Айвараса Абромавичуса, поручение не было выполнено. Сложные политические процессы и конфликтные ситуации во власти, по мнению Бадрака, тормозили украинскую военную реформу в последние два года. Активизация сотрудничества с НАТО ускорит реформы, полагает эксперт.
Киев