Глава Нацбанка Джамшед Нурмухаммадзода в падении сомони обвинил и менял. Фото с сайта www.nbt.tj |
Национальный банк Таджикистана (НБТ) подготовил проект поправок в Уголовный кодекс, предусматривающий ужесточение наказания за незаконные операции с иностранной валютой. Нарушителям грозит тюремное заключение сроком до девяти лет с конфискацией имущества. Глава НБТ Джамшед Нурмухаммадзода в падении курса сомони обвинил спекулянтов. На очереди установление тотального контроля за информационным пространством Таджикистана.
«Мы предлагаем внести поправки к законодательству, которые предполагают наказание в виде лишения свободы сроком до девяти лет с конфискацией», – заявил председатель НБТ Джамшед Нурмухаммадзода вчера на пресс-конференции в Душанбе. По его словам, в ближайшее время проект поправок будет передан на рассмотрение правительства и парламента. НТБ предлагает наказывать за незаконные операции с валютой как ее продавца, так и покупателя.
Данная мера вызвана появившимся в Таджикистане черным рынком валюты, который образовался после закрытия Нацбанком частных обменных пунктов. В регуляторе признают этот факт, заявляя, что именно он побудил выступить с предложением об ужесточении уголовной ответственности.
В Таджикистане разрешено производить валютные операции только в банках и кредитных организациях. Частных пунктов обмена валют в Таджикистане больше не будет. «818 менял пусть ищут себе работу в другом месте. Мест много. Кредитные организации имеют вакансии, пусть идут туда», – заявил Джамшед Нурмухаммадзода.
Глава Нацбанка объяснил очередное повышение курса доллара по отношению к сомони в начале января зимними каникулами в России: «Первые 10 дней нового года банки России не работали, и наши банки не смогли обменять рубли на доллары. Поэтому произошел рост курса доллара к сомони». Для сдерживания курса сомони Нацбанком были предприняты в 2015 году валютные интервенции, общий объем которых составил 445,1 млн долл.
Цель предлагаемых НБТ поправок – недопущение повышения курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте. «Негативное влияние на курс сомони оказало в первую очередь сокращение объемов денежных переводов из-за рубежа. И во вторую – нестабильность в экономике стран, являющихся основными торговыми партнерами, в частности в России. Именно Россия, являясь поставщиком финансовых ресурсов и импортной продукции, оказывает сильное воздействие на экономику Таджикистана», – сказала «НГ» доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Аза Мигранян.
Другой причиной, по ее словам, является высокая зависимость Таджикистана от импорта потребительской продукции повседневного спроса. И третьим фактором является экспортная структура Таджикистана, в которой преобладают хлопок и электроэнергия. «Необходимость поддержания экономики и дефицита финансовых ресурсов внутри страны, так же как в случае с Казахстаном, Россией и другими государствами, Таджикистан вынужден девальвировать сомони», – сказала экономист.
Кроме того, Таджикистан по-прежнему находится в транспортной блокаде. Не решены вопросы развития и модернизации экономики, энергообеспечения республики. И это несмотря на то, что Таджикистан является страной, генерирующей электроэнергию. «Делается крен в сторону администрирования ситуации на валютном рынке. Очевидно, это делается с тем, чтобы упорядочить расчеты и усилить контроль над движением финансовых потоков. На самом деле происходит сужение рынка валютно-обменных операций. Такой подход никогда, ни в одной стране не улучшал ситуацию. Это приведет к увеличению теневого рынка обмена валюты и запретам», – считает Мигранян. По ее словам, введение государственной монополии, с одной стороны, позволит оздоровить государственные финансы. С другой – поставит крест на развитии бизнес-среды. Соответственно рассчитывать на определенные грантовые и финансовые вливания со стороны международных институтов или частных инвесторов в Таджикистане не приходится.
Происходящее не прошло мимо внимания президента Эмомали Рахмона. На рабочем совещании финансово-экономического блока правительства он подчеркнул, что «снижение курса национальной валюты на финансово-кредитном и валютном рынке Таджикистана в основном осуществляется искусственным путем отдельными заинтересованными кругами». Эксперты считают, что своим заявлением глава государства, по сути, одобрил закручивание гаек в стране. На очереди установление тотального контроля за информационным пространством Таджикистана. Депутаты приступили к рассмотрению поправок в Закон РТ о периодической печати и других СМИ. Ожидается, что будет введена предложенная правительством статья о порядке приостановления деятельности СМИ.