Минская милиция не жалует сторонников арестованных граффитистов. Фото с сайта www.svaboda.org
Вчера суд Фрунзенского района Минска объявил перерыв в слушаниях по делу граффитистов, не аргументируя это решение. Местные наблюдатели полагают, что причина в желании снять ажиотаж вокруг этого судебного процесса, который приобрел политическую огласку после избиения журналиста, освещавшего процесс.
По делу граффитистов проходят три молодых человека – Максим Пекарский, Вадим Жеромский и Вячеслав Косинеров. В августе прошлого года они нарисовали граффити на нескольких бигбордах и на стене. На одном из бигбордов была надпись на белорусском языке «Беларусь мае быць беларускай», что переводится как «Беларусь должна быть белорусской». На стене бывшей военной части молодые люди написали «Рэвалюцыя сьвядомасьці, яна ўжо ідзе…», что в переводе означает «Революция сознания уже идет», и нарисовали силуэт человека, который бросает бутылку с зажигательной смесью. Еще на одном бигборде, изрисованном краской, был изображен милиционер.
Сначала молодым людям предъявили обвинение в хулиганстве, совершенном группой лиц, что наказывается лишением свободы на срок до шести лет. Затем обвинения дифференцировали. Пекарскому и Косинерову его переквалифицировали на «осквернение сооружений и порчу имущества». В этом случае наказание – штраф, общественные работы или арест до трех месяцев. На стадии следствия возникала тема экстремизма, однако экспертиза его в рисунках не обнаружила. К слову, материальный ущерб, о котором шла речь, обвиняемые компенсировали.
Совершенно обычный инцидент с граффити, коих случается великое множество, получил политическую окраску из-за личности обвиняемых. В ходе следствия в них обнаружили «протестный потенциал». В частности, в компьютерах обвиняемых были обнаружены некие материалы, «пропагандирующие агрессивные, насильственные действия, направленные против органов правопорядка; призывы, побуждающие граждан к совершению противоправных действий, массовых беспорядков». Сообщалось, что в ходе следствия у них были изъяты «травматический пистолет, бутылки с легковоспламеняющейся жидкостью, элементы устрашающего характера (балаклавы, маски)». «Все, что не совпадает с мнением властей, рассматривается как экстремизм. В настоящее время начинаются репрессии против тех, кто может принять участие в протестных акциях. Людей запугивают майданом. И нас хотят то ли запугать, то ли посадить на всякий пожарный», – говорил о причине столь пристального внимания к их персонам один из обвиняемых.
Еще один фактор – бигборд с изображением милиционеров. По мнению фигурантов дела, агрессия по отношению к ним в ходе задержания (одному сломали челюсть) и следствия – корпоративная месть правоохранителей.
Все эти обстоятельства дали основания правозащитникам и политикам говорить о политическом подтексте этого дела, а молодых людей причислить к числу политзаключенных в случае, если граффитисты получат реальные сроки.
Новый оборот дело граффитистов получило в понедельник вечером, когда во время заседания суда был задержан журналист популярного информационного интернет-портала tut.by Павел Добровольский. Он провинился тем, что пытался сфотографировать момент задержания общественных активистов, которые пришли поддержать подсудимых с плакатами: «Нет политическим преследованиям!» и «Искусство – не преступление». В результате журналист был задержан вместе с активистами. Их всех избили и оштрафовали на сумму, эквивалентную примерно 500 долл.
После того как инцидент получил огласку, отдел информации и общественных связей ГУВД заявил, что Павел Добровольский «препятствовал законным действиям сотрудников милиции» и не реагировал на их замечания.
Свое возмущение произошедшим уже высказала Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ). «Такие дикие действия дискредитируют белорусские власти. Требуем провести проверку по факту избиения журналиста и привлечь виновных к ответственности», – говорится в заявлении БАЖ. В ассоциации полагают, что действия сотрудников милиции подпадают под статью 198 Уголовного кодекса Белоруссии (создание помех законной профессиональной деятельности журналиста).
«На самом деле вся эта ситуация объясняется такой моделью: власть над страной захватила банда. Это поведение бандитов, которые пугают население территории, которую считают своей собственностью. Когда страна захвачена бандой, это уже не силовые структуры, а силовые структуры банды, не суды – суды банды и так далее», – высказал свое мнение на этот счет экс-кандидат в президенты, бывший политзаключенный Николай Статкевич. Лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько призвал пикетировать здание Верховного суда в знак протеста в ближайшую субботу, 30 января.
Минск