Киргизские депутаты выступили против договора с РФ о строительстве ГЭС. Фото с сайта www.kenesh.kg
Бишкек начинает поиски инвесторов для строительства Верхненарынских ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1. Решение принято на правительственном уровне. Несколькими днями ранее парламент республики (93 депутата – «за») проголосовал за денонсацию соглашения с Россией о строительстве упомянутого каскада ГЭС. В течение полугода действие соглашения будет сохраняться, после чего российская сторона передаст уже построенные объекты в собственность Киргизии, которая, в свою очередь, должна будет компенсировать понесенные «РусГидро» затраты (около 37 млн долл.).
О намерении расторгнуть соглашение в конце прошлого года заявил президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. Свое решение он объяснил задержкой в реализации проекта несмотря на то, что все бумаги были подписаны еще в 2012 году, «РусГидро» успело построить только городок строителей плюс несколько объектов. Затяжка объяснялась проблемами с финансированием. «Исходя из нынешней экономической ситуации в России, мы видим, что партнер не может выполнить соглашение... Поэтому мы России предложили выйти из соглашения и начали искать другого инвестора», – отметил Атамбаев.
Президент не упомянул вторую причину задержки. Если российская сторона не нашла все 727 млн долл., то Киргизия не могла обеспечить строительное электричество, тормозила выделение земли под строительство. Так обе стороны тянули несколько лет и дотянули до падения цен на нефть и, как следствие, финансовых проблем.
После денонсации договора встает вопрос: учитывая остающуюся острую потребность в новых генерирующих мощностях, сможет ли Бишкек привлечь новых инвесторов для реализации проекта? Сделать это будет непросто. Строительство каскада Верхненарынских ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1 весьма затратно, окупаемость длительная, а отношение соседних стран (особенно Узбекистана) к возможному строительству резко негативное. Кроме того, существует неясность по вопросу объема стока на реке Нарын через 20–30 лет. По некоторым прогнозам, объем стока, а соответственно и генерация ГЭС, расположенных на данной реке, может ощутимо снизиться.
Если вынести за скобки вопрос мотивации, то среди стран, имеющих интерес в регионе и обладающих достаточными финансовыми ресурсами для строительства ГЭС, выделяются Китай в первую очередь, по-прежнему Россия, а также США, Турция, Индия, Саудовская Аравия, Катар и Южная Корея. Впрочем, как уже не раз отмечала «НГ», потенциальных инвесторов в Киргизии отпугивает пример реализации нескольких проектов: НПЗ «Джунда», построенный Китаем, золотоносный рудник Кумтор, на котором работает компания из Канады, никак не являются примерами образцового отношения к инвестору.
Успел ли Бишкек присмотреть инвестора на замену российскому «РусГидро», пока неизвестно. Во всяком случае, официально на этот счет ничего не говорится. Выступая в Турции на киргизско-турецком инвестиционно-торговом форуме, министр экономики Киргизии Арзыбек Кожошев заявил присутcтвующим, что представляемая им страна «обладает колоссальным гидроэнергетическим потенциалом» и намерена привлечь инвесторов для строительства новых генерирующих мощностей на реке Нарын.
Бишкек