Александр Лукашенко решил попридержать цены только на некоторые овощи. Фото с официального сайта президента Белоруссии
Правительство Белоруссии специальным постановлением отпустило цены на социально значимые продукты питания – хлеб, молоко, мясо, рыбу, птицу, крупу и детское питание. Правда, государство оставило за собой право вмешаться в ситуацию на продовольственном рынке в случае крайней необходимости.
«С учетом представленного широкого ассортимента продукции разного ценового сегмента на рынке и конкуренции среди производителей в настоящее время отсутствует необходимость в ценовом регулировании ряда продовольственных товаров (хлеб, мясо, яйцо куриное, молочные продукты, детское питание) на постоянной основе», – пояснила пресс-служба правительства. Правда, государство оставило за собой право вмешаться в ситуацию в случае необходимости для «исключения значительного роста цен при осуществлении анализа ситуации на продовольственном рынке». Но управлять ценами Минторг сможет не более 90 дней в году. При этом государство решило держать под контролем цены на картофель, свеклу, морковь, капусту и лук. Напомним, что жесткий ценовой контроль правительство Белоруссии ввело в феврале прошлого года, чтобы остановить рост цен, вызванный девальвацией.
В белорусском обществе по-разному оценивают принятое решение. Макроэкономисты его приветствуют, так как любое госрегулирование ведет к искажению рынка. Рады и производители, которые зачастую вынуждены были реализовывать продукцию в убыток, не имея возможности компенсировать возросшие затраты. Оптимизма такое решение не внушает только потребителю, для которого это чревато ростом цен на основные продукты питания.
По мнению доктора экономических наук Бориса Желибо, подорожать они могут на 10–15%. «Это товары, достаточно популярные из-за бедности населения. А тут еще девальвация идет ускоренными темпами. И если она перейдет в фазу обвала, как это было в августе прошлого года, то будет еще один виток инфляции. Одно будет накладываться на другое, и мы получим существенный всплеск роста цен. Надо двигаться к рынку, но не ценой обнищания населения», – рассуждает эксперт.
Белорусское правительство отпустило цены на основные продукты питания. Фото Reuters |
Как и многие другие эксперты, Борис Желибо полагает, что решение правительства продиктовано требованиями МВФ о либерализации ценообразования. В то же время он опасается, что сейчас власти попытаются списать все беды и обнищание населения именно на требования кредиторов. «Посмотрите, в какой период это делается – когда реальные зарплаты у людей падают, когда пенсии падают, когда растет безработица», – обращает внимание эксперт. При этом, по его мнению, обнищание населения ради кредита МВФ может оказаться бесполезной жертвой, если власти не пойдут на реформы, ограничившись только повышением цен.
Уровень жизни белорусов стремительно снижается. Даже официальная статистика, сомнения в достоверности которой в последнее время испытывает не только население, но и эксперты, констатирует снижение средней заработной платы по итогам января на 3,2%, а инфляцию в 2015 году – на уровне 13,5%. Продовольствие подорожало на 12,1%, непродовольственные товары – на 11,7%, услуги – и вовсе на 21,3%.
Важным фактором для зависимой от импорта Белоруссии является и стоимость национальной валюты. В этой сфере год тоже начался тревожно. Буквально за первые три постпраздничных дня доллар подорожал на 3,5% – до 19 234 белорусских рубля, а евро – на 3,2%, до 20 952 руб. Таким образом, стоимость обеих ключевых для белорусов иностранных валют в банках перевалила за очередную психологическую отметку – 19 и 21 тыс. соответственно.
С подачи чиновников общественность обсуждает уже не только грядущее повышение пенсионного возраста, но и исключение из общего стажа работы периодов учебы, службы в армии и отпуска по уходу за ребенком. Вчера в СМИ была запущена очередная инициатива власти. В своей статье, опубликованной в экономическом журнале, помощник президента по экономике Кирилл Рудый высказал мнение о том, что Беларуси имеет смысл сократить отпуск по уходу за ребенком с нынешних трех до двух лет. «Большинство женщин в течение 4–6 недель восстанавливаются после родов, если нет осложнений, поэтому многие европейские страны предоставляют оплачиваемый отпуск именно на этот период», – аргументирует он свою точку зрения. Он также напоминает, что и в странах ЕАЭС нет таких длинных отпусков, как в Белоруссии: в Казахстане он составляет 1 год, в России – полтора. Сокращение декретного отпуска на год может обеспечить рост экономики на 2,3%, полагает Кирилл Рудый.
Этими инициативами власти продолжили фискальные традиции прошлого года. Напомним, в 2015 году Белоруссия ввела налог на тунеядство и на долги. Первый платят безработные, второй – те, кто позаимствовал какую-нибудь сумму не у близких родственников. Эксперты и население констатируют: наступил конец социально ориентированного государства и заодно белорусского «экономического чуда».
Минск