Ильхам Алиев решил покончить с жесткой зависимостью азербайджанской экономики от нефти. Фото с сайта www.trend.az
Продолжающийся в мире экономический кризис, падение цен на нефть и девальвация маната отразились на экономических процессах в Азербайджане. Причина такого положения возникла на стороне, снижение цен на нефть связано не с экономическими, а политическими факторами. Такую оценку происходящему дал президент Азербайджана Ильхам Алиев на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и обсуждению предстоящих задач.
На фоне второй волны девальвации национальной валюты маната накануне Нового года на 50% выступление главы государства местные аналитики возвели в ранг программного. Ильхам Алиев не только рассказал о достижениях республики в минувшем году, но и фактически обозначил главные задачи, стоящие перед структурами, отвечающими за развитие экономики страны.
Говоря о курсе маната, глава государства отметил: «Наблюдаемый в последнее время рост цен не должен касаться местной продукции». При этом Ильхам Алиев поручил правительству подготовить предложения о повышении пенсий и заработной платы в 2016 году.
Из выступления президента стало ясно, что в текущем году основной упор будет сделан на развитие ненефтяного сектора. С этой целью интенсифицируется процесс принятия мер по сведению до минимума зависимости экономики страны от нефти. В то же время перед правительством поставлена задача по защите средств Государственного нефтяного фонда, сокращению трансфертов из фонда в государственный бюджет. Формирование последнего намечается за счет расширения налоговой базы, обеспечения прозрачности таможенного оформления и экспортно-импортных операций, а также усиления финансового контроля.
В качестве превентивных мер для вывода страны из кризиса дано указание расширить реформы в сельском хозяйстве, развивать информационно-коммуникационные технологии, сделать привлекательным и конкурентоспособным туристический сектор страны. Наряду с этим Баку большие надежды возлагает на успешное функционирование транспортных коридоров. Здесь в первую очередь ожидают ввода в эксплуатацию железной дороги Баку–Тбилиси–Карс, которая, являясь составной частью проекта транспортного коридора Восток–Запад, призвана обеспечить грузоперевозки из Центральной Европы в Китай и далее в Японию. Между тем коридор Восток–Запад уже сегодня приносит немалые дивиденды. На совещании правительства Ильхам Алиев сообщил, что для перевозки транзитных грузов через территорию Азербайджана создан Координационный совет.
«В настоящее время Азербайджан, Грузия и Турция проводят единую тарифную политику в этом коридоре. После обострения турецко-российских отношений Азербайджан задействовал свои возможности для облегчения проезда турецких большегрузных автомобилей в Среднюю Азию», – сказал президент. При этом он, напомнив об обострившихся в прошлом году турецко-российских отношениях, еще раз подчеркнул, что «обе страны являются близкими соседями Азербайджана, и такая ситуация нежелательна». Отношения между Ираном и Саудовской Аравией в последнее время также вызывают озабоченность Баку, считающего, что такое положение влияет на события, происходящие в мусульманском мире.
В целом, несмотря переживаемые трудности, официальный Баку не намерен свертывать экономические и социальные проекты и готовится достойно провести в текущем году намеченные ранее международные гуманитарные форумы и спортивные мероприятия.
Баку