Накануне новогодних праздников в Киеве с новой силой разгорается скандал вокруг Геннадия Корбана – правой руки олигарха и бывшего губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. Уже несколько дней Корбана, доставленного из Днепропетровска в Киев, транспортируют между районным судом и Нацинститутом сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова. От того, чем закончится эта эпопея, может зависеть политическое будущее президента Порошенко.
Конфликт команды украинского президента и олигарха Коломойского вспыхнул в начале весны. Тогда украинская власть объявила курс на деолигархизацию и попыталась отобрать у днепропетровской команды контроль над государственными активами в нефтяной отрасли. Интересы других олигархов в марте не затрагивались, поэтому они заняли выжидательную позицию. После двух недель публичного выяснения отношений Коломойский ушел с поста губернатора, но с Порошенко расстался примирительно.
Летом обиженный олигарх сформировал свою партию «Украинское объединение патриотов» (УКРОП), которая заняла оппозиционную нишу. Ее лидером стал давний товарищ и соратник Коломойского Геннадий Корбан.
У последнего свои счеты с командой Порошенко: в июле Корбан вступил в схватку с представителем «Блока Петра Порошенко» в Чернигове, где проводились дополнительные выборы депутата Верховной Рады в мажоритарном округе. Корбан проиграл, но его партия после этого боя укрепила позиции.
По итогам местных выборов в октябре, то есть, менее чем через полгода после основания партии, представители УКРОП получили более 7% мест в советах разных уровней. Еще один близкий соратник Коломойского и Корбана, Борис Филатов стал мэром Днепропетровска. Сам Корбан проиграл выборы мэра Киева.
Но еще до второго тура выборов, 31 октября разразился скандал: сотрудники Генпрокуратуры и СБУ при поддержке вооруженных бойцов спецназа явились домой к Корбану с обыском. Ему объявили о подозрении в причастности к похищению людей (руководителя днепропетровского отделения Госземагентства Украины и главы департамента Днепропетровского горсовета), в создании преступной вооруженной организации, в присвоении денежных средств благотворительной организации «Фонд обороны страны», в препятствовании работе избирательных комиссий. По данным СМИ, расследования были начаты также по многим другим делам, начиная от легализации доходов, полученных преступных путем, и уклонения от уплаты налогов и заканчивая похищением транспортного средства.
Корбана привезли в Киев, и несколько дней все новости Украины начинались с сообщений о развитии этого дела. Но в конечном итоге суд вынес решение о домашнем аресте в качестве меры пресечения. Корбан вернулся в Днепропетровск.
31 декабря истекает определенный судом срок домашнего ареста. 25 декабря в дом Корбана снова пришли правоохранители: политика увезли в Киев. Генпрокуратура объяснила, для чего это было сделано. Следователи пригласили подозреваемого на процессуальные и следственные действия, назначенные на 7 декабря. Он не явился, передав справку о своей госпитализации. Справка была выдана днепропетровской частной «Клиникой семейной медицины», которая, по данным следствия, принадлежит самому Корбану.
В Генпрокуратуре усомнились в том, что здоровье не позволяет подозреваемому участвовать в следствии: «В ходе расследования получены достаточные основания подозревать, что Корбан намеренно избегает участия в процессуальных действиях с целью затягивания следствия и уклонения от ответственности».
24 декабря Корбану вручили повестку о явке в Киевское городское клиническое бюро судебно-медицинских экспертиз для независимого обследования. Он не явился. После чего киевский судья санкционировал принудительный привод в государственное медучреждение. Корбана привезли в Киев, где сразу же встал вопрос о возможности изменения ему меры пресечения.
К вечеру пятницы политик пожаловался на ухудшение самочувствия. После долгих препирательств его перенесли в машину скорой помощи во дворе суда. Затем направили в Институт Амосова. К ночи его друг и соратник Борис Филатов сообщил: «Корбану сделали операцию на сердце. Пожалуйста, без глупых шуток». Депутат Андрей Денисенко уточнил, что операция потребовалась, чтобы предотвратить угрозу инфаркта.
На следующий день, 26 декабря Днепровский районный суд Киева принял решение о доставке Геннадия Корбана в суд. Решение зачитал судья Николай Чаус, который в период майдана рассматривал дела о лишении водительских прав участников так называемого автомайдана. Адвокаты автомайдановцев, не имеющие отношения к защите Корбана, заявили о том, что при новой власти работают те же судьи и по тем же правилам, что и в период президентства Януковича.
Присутствующий в зале депутат Денисенко бросил в судью бутылку минеральной воды: «Вы - продажный судья, Вы зачитываете проплаченное решение, Вы преступник, Вы в этом зале судили майдановцев ... Вы обслуживаете Шокина (Генпрокурора Украины, отставки которого добивается оппозиция и активисты майдана – «НГ»). Спустя пару часов стало известно, что Генпрокуратура возбудила дело по факту действий Денисенко.
В субботу Корбана в суд привезли на машине скорой помощи, но почти сразу же увезли обратно в больницу.
В воскресенье утром суд продолжился скандалами о том, какое медучреждение и по чьему ходатайству будет выносить решение о реальном состоянии здоровья Корбана. Прокуратура снова потребовала доставить подозреваемого на заседание. И защита, и обвинение представили заключения врачей.
Масла в огонь подлила главный редактор экономического издания «Дело» Катерина Венжик записью в своей колонке. Она заявила, что адвокаты Корбана спекулируют темой здоровья: «Совершенно случайно поздним вечером в субботу мы с мужем оказались в ресторане, где за соседним столиком ужинала группа адвокатов Корбана. Защитники весьма отчетливо обсуждали, как важно не допустить независимого медицинского обследования и даже измерения давления клиента в зале суда, и вообще, что защищаться, ссылаясь на проблемы с состоянием здоровья у клиента - ход хороший, но только не тогда, когда это здоровье, простите, как у быка (про быка - если что - мое дополнение, адвокаты такое сравнение не использовали). Когда один из группы защитников высказал предположение, что стратегия «мнимый больной» вообще не самая удачная, коллеги тут же парировали ему — а как, мол, иначе сочувствие и любовь народную вызывать?».
Во второй половине дня Корбана снова привезли в суд, где к тому времени собрались журналисты всех центральных украинских СМИ и группа депутатов Верховной Рады. Политика внесли в зал, но спустя некоторое время сопровождавшие его врачи потребовали немедленно вернуть его в больницу. Однако люди в форме, которых украинские СМИ называют бойцами СБУ, заблокировали выезд машины скорой помощи. В зале суда завязалась потасовка. Журналисты, освещающие заседание, сообщили, что их заперли в комнате с решетками на окнах. Репортеры телеканалов рассказывали о происходящем, выглядывая из-за решетки. Ситуация стала напоминать суд над Юлией Тимошенко в 2011 году…
Дело Корбана набирает обороты. Рискуют обе стороны. Если выяснится, что политик, именующий себя оппозиционером, действительно обманывал суд, это нанесет удар по репутации всех новых партий, возникших после майдана. Если же Корбан действительно был прооперирован и его жизни угрожает опасность, то ситуация может омрачить политическое будущее президента Порошенко значительно в большей степени, нежели дело Юлии Тимошенко сказалось на позициях президента Виктора Януковича. Петру Порошенко сейчас адресуют вопросы, почему вместо обещанной деолигархизации в Украине начались войны с отдельными олигархами, и почему судебная и правоохранительная система, созданные под выполнение задач Януковича, действуют по тем же правилам, но для выполнения задач других людей до сих пор.
Политолог Тарас Березовец в интервью изданию «Гордон» предположил: «Я думаю, Порошенко ищет способы давления на политические силы, связанные с Игорем Коломойским». Он отметил, что в этом ряду не только УКРОП, но и часть львовской партии «Самопомощь», которая входит в состав правящей коалиции в Верховной Раде, но проводит самостоятельную политику, не идя на поводу у пропрезидентской и пропремьерской фракций. В частности, в конце прошлой недели «Самопомощь» отказалась голосовать за госбюджет. «Задержанием Корбана Порошенко хочет показать, кто «первый парень на селе», доказать, что президент – главный, и политика ультиматумов, с которой выступает олигарх и ориентирующиеся на него силы, не будет иметь эффекта. Я считаю, президент действует правильно: если политическое руководство страны шантажируют и олигархи продолжают бороться за доступ к государственному бюджету, необходимо четко расставлять акценты», – сказал Березовец.