Гражданам Грузии стало легче получить визу для поездок в РФ. Фото РИА Новости
В среду вступило в силу решение Москвы о введении облегченного визового режима для граждан Грузии. О том, что визовый режим может быть отменен, стало известно со слов президента РФ Владимира Путина в ходе недавней пресс-конференции. До отмены дело все-таки не дошло, но и облегченный режим обрадует не одного гражданина Грузии.
«В контексте продолжающегося процесса нормализации российско-грузинских отношений и в интересах стимулирования позитивных тенденций между нашими странами начиная с 23 декабря 2015 года гражданам Грузии будут оформляться деловые, рабочие, учебные и гуманитарные визы любой кратности, а также частные визы вне зависимости от наличия родства между приглашающим и приглашаемым по действительным приглашениям, выдаваемым в установленном порядке органами ФМС России», – говорится в сообщении МИД РФ и подчеркивается, что в последующем вполне возможно «введение безвизового режима на основе взаимности».
Последнее условие – лишнее. Грузия еще в 2011 году отменила визовый режим для россиян. А до того он был льготный – граждане РФ могли приобретать визы на любом легальном КПП грузино-российской границы или в любом грузинском морском или аэропорту по прибытии. Стоила она около 10 долл.
Визовый режим между Россией и Грузией был введен в 2000 году по инициативе российской стороны. Так Москва отреагировала на нахождение в Панкисском ущелье Грузии отрядов чеченских боевиков и объяснила решение ввести визовый режим необходимостью пресечь бандитские проникновения с грузинской территории на свою. Понятно, что это никак не мешало отрядам печально известного Руслана Гелаева продолжать свое дело – с визами для пересечения границы они никогда не заморачивались. Зато ущемленными оказались интересы тысяч простых людей, к чеченским проблемам не имеющих никакого отношения.
В 2008 году стало еще хуже – граждане Грузии фактически лишились возможности въезда в Россию. После августовской войны и разрыва дипломатических отношений Москва правила выдачи виз ужесточила до крайности. Ездить стало можно только по заверенным в МИД РФ спецприглашениям прямых ближайших родственников и чуть ли не только в экстренных случаях. Россиянам с приездом в Грузию, как уже отмечалось, было не в пример проще. А в 2011 году тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили неожиданно распорядился упразднить любые визовые ограничения. Если в этом и был какой-то расчет на встречные шаги Москвы, то он не оправдался. Лишь спустя два-три года российской стороной были допущены некоторые незначительные послабления, и понадобилось еще некоторое время, в которое вместились смена власти в Тбилиси, создание формата переговоров «Абашидзе–Карасин», чтобы МИД РФ наконец объявило о либерализации визового режима.
В Тбилиси известие восприняли со сдержанным оптимизмом. Город праздничной иллюминацией специально никто не освещал, как накануне, когда было объявлено о решении ЕС ввести с лета будущего года для граждан Грузии безвизовый режим, – многие заметные тбилисские сооружения были подсвечены в цвета флага ЕС. Большинство жителей, кстати, не исключает, что решение РФ о визовой либерализации может быть связано с безвизовым режимом ЕС – Москва все-таки не хочет терять Тбилиси. На то, что Россия предоставляет право получать любые визы, в том числе рабочие и учебные, дающие право на трудоустройство и обучение на территории РФ, тогда как ЕС – только на свободное перемещение по «шенгенскому пространству», в Грузии внимания пока «не обратили».
По словам спецпредставителя премьера Грузии по отношениям с РФ Зураба Абашидзе, вопрос визовой либерализации регулярно обсуждался с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным на встречах в Праге. Очевидно, в скором будущем можно надеяться на то, что Россия вовсе откажется от режима, предоставив гражданам Грузии право свободного въезда.
Шаг, предпринятый Москвой, продемонстрировал раскол как в политических кругах Грузии, так и в обществе. Власти и ее сторонники вполне довольны произошедшим, хотя и допускают туманные оговорки о том, что Россия, исходя из собственных интересов, способна в любой момент отказаться от объявленной либерализации. При этом представители власти подчеркивают, что либерализация визового режима не решает проблем между Тбилиси и Москвой, главная из которых – «оккупированные территории».
Оппозиция же в лице «Единого национального движения» (ЕНД) – бывшей партии власти, со своей частью электората, убеждены в том, что Москва не отказалась от планов вернуть Грузию в зону своего геополитического влияния и теперь кнут сменила на пряник.