Фото Reuters
Баку интенсифицировал процесс подготовки рамочного соглашения о сотрудничестве между Азербайджаном и Ираном по объединению железных дорог двух стран в рамках международного транспортного коридора «Север–Юг». Параллельно с этим ведется работа над подготовкой межгосударственного договора о строительстве железнодорожного моста через реку Астара на государственной границе Азербайджана и Ирана, а также изучаются вопросы финансирования указанных проектов.
Работы ведутся согласно подписанному недавно распоряжению президента Ильхама Алиева «Об ускорении работ на отрезке международного транспортного коридора «Север–Юг», проходящего через территорию Азербайджанской Республики». По мнению местных аналитиков, стремление Баку ускорить процесс ввода в эксплуатацию отрезка коридора на своем участке и таким образом подсоединиться к железным дорогам Ирана вписывается в госпрограмму по диверсификации экономики Азербайджана.
На фоне стремительного падения цен на нефть Баку рассчитывает использовать благоприятные транзитные возможности страны в качестве участницы коридоров «Восток–Запад» и «Север–Юг». Это даст возможность Азербайджану создать на своей территории мощный транспортный хаб по перевозке грузов во всех направлениях. Следует заметить, что в последние годы власти страны вкладывают большие инвестиции в транспортную сферу.
«Мы в настоящее время строим самый большой морской порт на Каспии мощностью 25 млн т. Мы построили семь аэропортов, пять из которых – международные», – заявил президент Ильхам Алиев ранее на открытии в Баку сессии 48-го ежегодного заседания совета управляющих Азиатского банка развития. При этом глава государства заметил, что с реализацией проекта строительства железной дороги Баку–Тбилиси–Карс, ввод в эксплуатацию которой намечен на ближайшие месяцы, заметно возрастет и геополитическое значение Азербайджана.
Что же касается проекта «Север–Юг», то большой потенциал торговых связей между странами – учредителями этого международного транспортного коридора (Россия, Иран, Индия. – «НГ») делает необходимым эффективно использовать открывающиеся перед Баку широкие возможности по перевалке грузов с берегов Индийского океана в североморские страны.
Напомним, что соглашение о развитии международного транспортного коридора «Север–Юг» было подписано 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге между Российской Федерацией, Исламской Республикой Иран и Индией. Оно предусматривает строительство железной дороги Астара–Решт–Казвин, которая позволит соединить действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Соглашение о строительстве этой дороги было подписано тремя странами еще в 2005 году. Однако реализация проекта затянулась на долгие годы.
По мнению министра связи и информационных технологий Ирана Махмуда Ваези, международный транспортный коридор «Север–Юг», проходящий по территории России, Азербайджана и Ирана, имеет большую экономическую выгоду в сравнении с другими альтернативными международными транспортными маршрутами. Этот проект создаст условия для более эффективного осуществления грузоперевозок от Персидского залива до Европы с точки зрения сроков доставки грузов, что, безусловно, выгодно и с финансовой точки зрения.
Общие инвестиции в иранский отрезок проекта «Север–Юг» оцениваются в 400 млн долл., а на заключительный участок протяженностью 8,5 км азербайджанской железной дороги, включая мост, – до 60 млн долл. По предварительным оценкам, пропускная способность железной дороги на первом этапе составит 1,4 млн пассажиров и от 5 до 7 млн т грузов в год, а в дальнейшем – 15–20 млн т. На всем протяжении железной дороги будут построены 22 туннеля и 15 мостов. Наряду с этим функционирование дороги обеспечит поэтапное доведение грузооборота между Тегераном и Баку до 10 млн т против нынешних 0,6 млн, заявил журналистам посол Ирана в Азербайджане Мохсун Пакайин.
Баку