Фото Reuters
Безрезультатными называют переговоры президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко эксперты в Минске и констатируют углубление конфликта интересов ближайших союзников. Таковы неофициальные итоги поездки белорусского лидера в Москву.
«По итогам переговоров в Кремле президенты подписали совместное заявление, суть которого на сетевом сленге можно выразить как «ниочем», – констатирует политический обозреватель Александр Класковский. «Попытка (договориться по основным спорным вопросам. – «НГ»), предпринятая 15 декабря, окончилась безрезультатно», – солидарен с такой оценкой и политолог Юрий Дракохруст. Заявления, сделанные президентами о намерении «углубить», «расширить», «повысить» и «координировать» и вовсе стали предметом для шуток в белорусском сегменте Интернета. «Гениально! Раньше, надо думать, не координировали, а теперь наконец-то договорились координировать», – восклицает Класковский.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил по окончании переговоров, что вопрос, называвшийся экспертами самым актуальным, – перспективы размещения в Белоруссии российской авиационной базы – не рассматривался. Эксперты, однако, анализируя детали, обращают внимание на несколько аспектов, свидетельствующих о том, что проблемные и спорные вопросы затрагивались, однако достигнуть по ним консенсуса не удалось.
Юрий Дракохруст, например, обращает внимание на то, что в интерпретации Путина по внешнеполитической повестке дня позиции двух стран «близки», а по мнению Лукашенко, в них «расхождений нет». «Если бы Путин уговорил, заставил, подкупил Лукашенко дать согласие на базу – неужели два президента не оповестили свои страны и мир об этом важном событии, – рассуждает эксперт. – Или если бы Лукашенко внял аргументам Кремля насчет Турции и изменил свою позицию в отношении конфликта между Москвой и Анкарой – неужели он, стоя рядом с Путиным, не сообщил бы об этом?.. Но не оповестили и не сообщили. Значит, согласия не достигли».
Местные наблюдатели обращают внимание на ремарку Александра Лукашенко о том, что нерешенными остались «буквально пара вопросов, которые надо в течение двух недель доработать в правительствах». По мнению экспертов, едва ли так вскользь белорусский президент стал бы говорить о вопросах выделения Белоруссии кредита или размещения на ее территории российской авиабазы. Это не вопросы компетенции правительств. «Правительствам могли делегировать такие вопросы, как условия выдачи кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), цена и объем поставок нефти в Беларусь в будущем году, судьба вывозных пошлин на нефтепродукты», – предполагает политолог Валерий Карбалевич. Что касается темы обмена авиабазы на кредит, то, по мнению эксперта, решить его не удалось из-за того, что «белорусская сторона не хочет ее размещать».
Как писала «НГ», накануне встречи Лукашенко с Путиным глава белорусского МИДа Владимир Макей встретился в Брюсселе с заместителем генерального секретаря НАТО Александром Вершбоу. Эксперты предположили, что Вершбоу мог быть более убедителен, агитируя Лукашенко не размещать российскую авиабазу, чем сторонники этого. После холодной, напряженной и безрезультатной встречи предположения экспертов относительно того, что кредит МВФ у Лукашенко «в кармане», только укрепляются.
По мнению некоторых местных наблюдателей, символично, что по возвращении из Москвы Лукашенко провел совещание с представителями силовых структур по вопросам национальной безопасности. Из этого мероприятия общественность узнала, что Путин и Лукашенко днем ранее обсуждали угрозы, которые несет евразийскому пространству вступление в силу Соглашения Украины с ЕС. «Естественно, это соглашение напрягает не только Россию», – признался Лукашенко и заявил, что странам ЕАЭС эту проблему «придется как-то решать, ибо сама она не рассосется». «У Беларуси хватает и своих проблем в экономике, но если еще хлынут товары из Европейского союза, которые будут ввозиться по нулевой ставке в Украину, тогда мало не покажется», – предупредил Лукашенко и поинтересовался, как «идет процесс укрепления границы».
Двоякое толкование дают местные эксперты интересной оговорке Путина, заявившего в начале встречи, что это первый зарубежный официальный визит Лукашенко после его очередной инаугурации и логично, что он в самую близкую страну – Россию. При этом белорусский лидер накануне посетил Вьетнам и Туркменистан. Наиболее простой и очевидной причиной может быть, предполагают наблюдатели, то, что «клерки из МИД России» не переписали речь Путина, заготовленную на 25–26 ноября, когда и должен был состояться перенесенный визит Лукашенко. Однако усматривают в этом эксперты и более каверзный аспект. «Досуг ли русскому человеку помнить и наблюдать, куда Лукашенко ездит по своим маленьким делам? Тут в Кремле глобальные проблемы решают – Украина, Сирия, Турция… Джон Керри вот в Москву приехал судьбы мира обсуждать», – рассуждает Юрий Дракохруст.
В любом случае странные итоги визита Лукашенко в Москву – свидетельство того, что разногласия между союзниками существуют, они пока не разрешены. А Лукашенко застыл во «внешнеполитическом шпагате», который грациозен, но недолог.
Минск