Серж Саргсян проголосовал за принятие конституционных поправок. Фото с сайта www.president.am
ЦИК Армении объявил предварительные итоги конституционного референдума, состоявшегося в воскресенье. По словам председателя ЦИКа Тиграна Мукучяна, в голосовании приняло участие чуть более 50% граждан с правом голоса, из них 63,35% проголосовали за внесение в Основной закон изменений, обеспечивающих переход от президентской республики к парламентско-президентской, 32,35% – против, оставшиеся почти 5% пришлись на испорченные или неправильно заполненные бюллетени. Международные наблюдатели серьезных нарушений не зафиксировали.
Окончательные итоги референдума будут оглашены в течение нескольких дней. После этого Национальное собрание (парламент) официально приступит к утверждению поправок в Конституции. Этот сценарий вряд ли изменится: оппозиционные движения «Нет!» и «Новая Армения», выступавшие против конституционных изменений, широкой поддержки населения все-таки не получили, и протест, очевидно, захлебнулся. Если у оппозиционеров существовал план вывести людей на улицу на следующий день после референдума, то затея изначально выглядела сомнительной: 7 декабря в Армении отмечается траурная годовщина катастрофического землетрясения 1988 года, унесшего 25 тыс. жизней, и будет не до акций протеста. Не помешает властям довести дело до конца и бойкот работе Национального собрания, который объявила парламентская фракция Армянского национального конгресса (АНК). Вопросы к чистоте голосования, конечно, есть. Их не могло не быть, как, впрочем, к любому голосованию, не обходящемуся без каких-либо нарушений. Оппозиция, можно не сомневаться, будет говорить о тотальных нарушениях и фальсификациях, а также о том, что, утвердив реформы, власть включила режим самовоспроизводства, и Армения на долгие годы может получить партийную диктатуру ныне правящих республиканцев, но ситуацию это вряд ли изменит. Армения переходит к парламентско-президентской форме управления.
Накануне же президент Серж Саргсян в интервью ведущим телеканалам Армении пространно объяснил причины, продиктовавшие необходимость конституционной и государственной реформы. «Я вижу опасность в определенных регулирующих механизмах действующей Конституции и считаю своим долгом сказать об этом», – заявил глава государства. По его словам, вопрос, почему конституционная реформа затевается именно сейчас, бессмыслен, потому что он зазвучал бы в любое время, как только мы приступили бы к реформе, – хоть два года назад, хоть через год. Президент отметил, что не совсем понимает утверждения противников реформы о том, что на нее нет социального заказа. «Общественный заказ, по-моему, выражается посредством политических сил. А самые крупные из наших политических сил – «Процветающая Армения», Армянская революционная федерация Дашнакцутюн и «Наследие» постоянно требовали этого», – напомнил президент.
По его словам, главная причина необходимости конституционных изменений в том, что в нынешнем Основном законе допущены несоразмерность прав и обязанностей президента, противоречия в функциях президента и, наконец, его ответственность за действия и решения парламента и правительства, что, как считает Саргсян, глубоко неправильно. Глава государства представил ситуацию, когда победу в парламентских выборах одерживает оппозиционная сила, она же формирует правительство и начинает осуществлять действия, вписывающиеся в ее политическую платформу, но противоречащие взглядам президента. При этом действующая Конституция, как сказал Саргсян, позволяет парламенту обойти президентское вето, а за последствия этих действий, согласно опять же Конституции, будет отвечать президент. «Это нелогично и представляет угрозу нашей безопасности. Я хочу, чтобы эта угроза была нейтрализована, хочу, чтобы ответственность была там же, где права», – заявил Саргсян. По его словам, аналогичные противоречия допускаются Конституцией в различных сферах общественно-политической жизни Армении, и с такой двусмысленностью пришло время покончить.
Предполагается, что в новой Конституции дисбаланс будет устранен, страна перейдет к парламентско-президентской форме управления, а значит, парламентские выборы 2017 года обещают быть едва ли не самыми жаркими в истории постсоветской Армении.
Напомним, что по проекту новой Конституции, уже одобренному парламентом, президент Армении, полномочия которого будут существенно урезаны, избирается сроком на семь лет вместо нынешних пяти и не общенациональным голосованием, а парламентом. Один и тот же человек может быть избран президентом всего один раз. Предусматривается, что в первом туре глава государства должен быть избран тремя четвертями депутатских голосов. Если такое количество не наберется, то планка снижается до трех пятых. Если и в этом случае выборы окажутся безрезультатными, то президент будет избран большинством от общего числа депутатов.
Высшим органом исполнительной власти провозглашается правительство, которое разрабатывает и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику на основе своей программы. На правительство возложено также общее руководство системой государственного управления. Новый проект обязывает президента назначить премьер-министром кандидата от партии или партийного блока, победившего на парламентских выборах. Если депутаты не смогут договориться по кандидатуре главы правительства, то парламент будет распущен. При этом вотум недоверия премьер-министру может быть вынесен не ранее чем через год после его назначения.
Согласно обнародованному документу, вооруженные силы подчиняются правительству, а верховным главнокомандующим во время войны становится премьер-министр. Кроме этого, проектом Конституции устанавливается, что избираемое на пять лет по пропорциональной системе Национальное собрание (однопалатный парламент) состоит как минимум из 101 депутата. При отсутствии по итогам выборов стабильного большинства в парламенте предлагается провести второй этап голосования при участии двух партий, получивших наибольшее количество голосов. Победитель второго тура получит дополнительные мандаты.