Министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов вечером в среду отчитался в эфире государственного телеканала AzTV об операции, проведенной его ведомством в поселке Нардаран вблизи Баку. По его словам, давно уже взявшие поселок под контроль исламисты намеревались «прийти к власти неконституционным путем и, прикрываясь религией, создать на территории Азербайджана теократическое государство, управляемое законами шариата».
Попытки выбить радикалов из Нардарана в течение многих лет оказывались безуспешными, при этом силовики несли ощутимые потери. «В 2005 году в Нардаране были убиты двое полицейских, – отметил глава МВД. – Нынешнее противостояние с полицией стало 23-м по счету». 26 ноября с.г., по словам Усубова, в ходе рейда силовиков в поселок «против представителей органов внутренних дел были применены автоматы и гранаты, мы потеряли двух своих сотрудников».
Начавшаяся 1 декабря спецоперация в исламистском анклаве оказалась беспрецедентно масштабной. Были перекрыты все автомобильные дороги к Нардарану, при въезде в поселок созданы блокпосты. Выход из поселка к морю взяли под контроль военные корабли. Затем в Нардаран вошли тяжелая военная техника и вооруженные автоматами бойцы Внутренних войск МВД в бронежилетах и касках. «Людям запрещено выходить из домов. В поселке практически отсутствует телефонная связь, – сообщил журналистам председатель совета старейшин села Натиг Керимов. – Полицейские вызвали несколько старейшин и потребовали сдать оружие, если оно имеется в поселке». По словам Усубова, «в ходе операции были уничтожены пять человек, применивших оружие против сил правопорядка, в отношении 32 человек избрана мера пресечения арест». Во многих домах было изъято оружие, но его поиски в поселке растянулись надолго. Вчера Следственный комитет республики сообщил о находке зарытого у одного из домов в Нардаране автомата Калашникова с магазином и патронами к нему, у другого дома был обнаружен револьвер, рядом с местной больницей – противопехотная граната и т.д. «В течение четырех дней мы официально призываем население Нардарана сдать оружие, – заявил в среду глава МВД. – Мы требуем сдать автоматы, пистолеты, которые имеются у них».
Ненормальность ситуации, создавшейся в расположенном в 25 км от Баку поселке, подчеркивают азербайджанские СМИ. «Нардаран превратился в какое-то непонятное образование, живущее своей жизнью, – отметил 30 ноября в статье на Day.az журналист Зульфугар Ибрагимов. – Попадая туда, перестаешь чувствовать себя в Азербайджане, словно оказался в какой-то восточной деспотии, где царят законы шариата и бог знает какие еще. Улицы «украшают» религиозные флаги, лозунги и призывы, абсолютно чуждые по содержанию азербайджанским реалиям». Жители поселка, которым правил совет старейшин, отказывались отпускать детей в светскую государственную школу, предпочитая этому религиозное образование при мечети, годами не платили за коммунальные услуги и т.д. Нардаран превратился, как пишет Ибрагимов, в отдельное государство, «черную дыру», где сразу ощущалась «агрессия и злые взгляды, которыми зомбированные своими предводителями некоторые местные жители провожают сегодня чужаков».
Представляется, что это аналог «Кадарской зоны» в горах Дагестана, где в 1998 году салафиты объявили села Чабанмахи и Карамахи «зоной действия законов шариата». Через год их также пришлось брать частям армии и Внутренних войск России. 4 июня 2014 года операцию по изъятию оружия и аресту экстремистов несколько сотен бойцов спецназа МВД и ФСБ при поддержке бронетехники провели в селе Белозерье в Мордовии (см. «НГР» от 01.04.15). Единственное отличие шариатского «мини-халифата» близ Баку – его организовали последователи шиитской ветви ислама.
В Азербайджане делают свои выводы о причинах появления исламистских анклавов. «Неправильное понимание толерантности государственной политики ведет к большим проблемам», – пишет Ибрагимов. Главный редактор издания Haggin.az Эйнулла Фатуллаев, ранее сам признанный Amnesty International узником совести, придерживается похожего мнения: «Этот экстерриториальный феномен, когда на целом секулярном пространстве остался средневековый анклав – красноречивое олицетворение главного тезиса Ильхама Алиева о полиэтничном и межконфессиональном Азербайджане». По мнению Фатуллаева, «Нардаран – это воспаленный аппендикс, который безусловно подлежит удалению».