Фото Reuters
Правительство Белоруссии просит у МВФ 3 млрд долл. на 10 лет, обещая реформы. Президент Александр Лукашенко предлагает «посоветоваться с народом».
Вчера президент Белоруссии провел совещание по поводу переговоров с МВФ о кредитовании под программу реформ. Напомним, что миссия фонда работала в Минске с 9 по 19 ноября и уехала, распространив весьма туманное сообщение о том, что позиции сближаются, а переговоры продолжатся. Вчерашнее совещание, во всяком случае то из него, что позволено было услышать общественности, не внесло ясности по этому вопросу, а дало пищу для размышления экспертам.
Премьер-министр Андрей Кобяков сообщил, что речь на переговорах с МВФ идет о кредите в 3 млрд долл. на 10 лет под 2,25% годовых. «Нам необходимо привлечь на как можно более комфортных условиях по срокам и стоимости ресурсы МВФ», – почти упрашивал глава правительства президента, уверяя, что условия, предлагаемые МВФ, «нам выгодны». «Хороший процент», – согласился Лукашенко и заметил, что «никто нам, в том числе и россияне, под такие проценты кредитов не дает».
Убеждая Лукашенко согласиться на условия МВФ, Кобяков заявил, что предложения фонда не предусматривают ничего такого пугающего. По его словам, все эти меры правительство страны должно было реализовать вне зависимости от МВФ. Однако страх перед изменениями и словом «реформы», судя по всему, пока берет верх. С одной стороны, «мы не нашли никаких проблем в согласовании программ с МВФ», как заявил белорусский президент, с другой – «резать по живому и неизвестно зачем в угоду кому-либо я не собираюсь», – сказал он.
Лукашенко перечислил и основные пункты, ставшие, судя по всему, камнем преткновения в переговорах с МВФ. Это необходимость повысить пенсионный возраст и тарифы на ЖКХ до уровня их полного возмещения и проведение приватизации. Не то чтобы белорусский президент был против таких изменений. «То, что предлагается, разумно, и рано или поздно придется реализовывать», – сказал он. «Но вопрос – когда, в какие сроки и, самое главное, какие в результате этого будут последствия?» – все же усомнился Лукашенко.
В ходе совещания белорусский президент требовал гарантий того, что «в результате, к примеру, повышения тарифов на ЖКХ люди будут в состоянии заплатить по счетам», а приватизация будет «честная, чистая, открытая и, самое главное, – конкурентная». «Мы пойдем только на такие, как вы их называете, реформы», – предупредил Лукашенко и предложил вообще уйти от использования этого слова и называть эти изменения «совершенствованием того, что у нас есть». «Это даже не реформы, это нормальное функционирование государства», – сказал Лукашенко.
Белорусский президент фактически анонсировал повышение пенсионного возраста. «Это моя абсолютная убежденность – нам надо повышать пенсионный возраст», – сказал он. В то же время Лукашенко объявил о некой грядущей кампании по обсуждению этого вопроса. «Я поручил администрации, думаю, они уже выработали некий алгоритм, как с народом посоветоваться», – заверил президент.
«Если в МВФ нас не поддержат и не поймут, в этом нет трагедии», – заявил Александр Лукашенко, не исключив, что договориться с фондом не удастся. «С бухты-барахты делать нельзя, сломаем страну, обидим народ, дестабилизируем обстановку и потеряем в результате Беларусь», – поделился он своими страхами.
У экспертного сообщества двоякое впечатление от проведенного мероприятия. С одной стороны, белорусский лидер не отказался от привычных тезисов, отрицающих реформы. Напомним, что ряд экспертов уверены в несовместимости нынешней власти и рыночных реформ, поскольку за ними Лукашенко видит укрепление бизнеса и угрозу собственной личной власти. С другой стороны, отсутствие изменений чревато дальнейшей стагнацией и падением уровня жизни, а за этим также может следовать угроза потери власти, но уже в результате голодных бунтов. Москва кредитов не дает. Более того, у президента России Владимира Путина даже не нашлось времени встретиться с ближайшим союзником.
В этой ситуации Лукашенко ничего другого не остается, как «подстелить соломки» в виде референдума или кампании по одобрению реформ, рассуждают эксперты. Тогда в случае проблем ему хотя бы будет на кого возложить вину. «Вы же сами этого хотели», – привычно скажет белорусский президент, как это уже случалось не раз. Например, во время девальваций, которые, по его мнению, происходили из-за непонятной приверженности белорусов иностранным валютам. «Это очередной популизм, – говорят аналитики. – Все давно решено. Реформы будут, так как выбора нет, но Лукашенко хочет проводить их именем народа».
Минск