Фото Reuters
В минувшие выходные в Минске торжественно и помпезно принимали президента Азербайджана Ильхама Алиева. Эксперты строят предположения по поводу причин неожиданного визита и его сверхторжественности.
Визит в Минск Ильхама Алиева не анонсировался накануне, поэтому местная общественность расценила его как спонтанный. Кроме того, президенты Белоруссии и Азербайджана встречаются не впервые, поэтому удивление вызвал уровень торжественности и помпезности. Визиту были посвящены специальные выпуски новостей, и все государственные СМИ рассказывали о стратегическом характере партнерства двух стран, растущем товарообороте, надежности и крепости отношений. Встреча Алиева и Лукашенко транслировалась в прямом эфире по двум национальным каналам.
Александр Лукашенко многократно подчеркивал, что Азербайджан – едва ли не единственная страна, которая готова подставить плечо в трудную минуту. Напомним, что предыдущая такая минута была в 2010 году. Тогда в период очередного обострения отношений Минска и Москвы российский «Газпром» требовал срочно доплатить за газ 190 млн долл., потому что Белоруссия чуть-чуть недоплачивала до контрактной цены. Баку оказался единственным, кто смог оперативно одолжить Минску необходимую сумму.
Сегодня у Белоруссии тоже минуты непростые, но ни Евразийский фонд стабилизации и развития, ни МВФ не торопятся выделить обещанные кредиты. Повышенное внимание к визиту и активные воспоминания о плече в трудную минуту зародили у некоторых экспертов подозрения относительно вероятности второго прецедента кредитной поддержки, однако пока никакой официальной информации на этот счет не появилось. Более того, все договоренности носили декларативный характер – «стороны подтвердили стратегический характер двусторонних отношений и констатировали отсутствие проблем между Беларусью и Азербайджаном». Ничего нового не привнесло в отношения двух стран и торжественное подписание договора о социально-экономическом сотрудничестве до 2025 года. Непонятно пока, что стоит за заявлением Лукашенко о том, что стороны договорились о сотрудничестве от «ВПК до нефтехимии».
Эксперты в Минске также склонны связывать эту повышенную торжественность приема азербайджанского лидера со сложностями на московском направлении и неудавшимся визитом Лукашенко в Москву накануне. Напомним, что 26 ноября должна была состояться встреча белорусского президента с Владимиром Путиным. Вероятно, на нее возлагались некие особые надежды, говорят эксперты, анализируя скупую официальную информацию на этот счет. Например, перенесен на неопределенный срок пресс-тур в Белоруссию российских журналистов, который, судя по всему, должен был следовать за встречей в Москве. Причина та же – плотный график работы президента. Пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт сообщила, что, вероятно, он не состоится ранее начала 2016 года.
В ходе встречи с Ильхамом Алиевым Лукашенко намекал на чье-то неодобрение стратегического характера взаимоотношений между странами. «Мы с вами сотрудничаем, как в Беларуси область с областью. Вот такой уровень сотрудничества. Если кому-то это не нравится, это их проблемы. У нас запрещенных тем нет», – сказал белорусский президент. Белорусские эксперты осмелились предположить, что этот посыл может быть адресован Москве. Белоруссия не только не заявила о поддержке России в очередном конфликте, но и помпезно приняла «как стратегического партнера» страну, сотрудничающую с Турцией. Например, накануне поездки в Минск президент Азербайджана встречался с министром иностранных дел Турции. «Очередной раз, как и в случае российско-украинского конфликта, интересы Минска и Москвы разошлись», – констатирует политический обозреватель Александр Класковский. «Беларуси абсолютно ни к чему портить отношения как с Украиной, так и с Турцией, с которой у Беларуси хорошо идет торговля, развивается туризм, имеется ряд совместных проектов», – говорит эксперт.
Эксперты расходятся в своих предположениях относительно того, кто отменил встречу Лукашенко и Путина. Белорусские аналитики склоняются к тому, что инициатива принадлежала Москве, которой стало не до Лукашенко и его кредитных запросов. Российские эксперты высказывают мнение, что белорусский президент сам мог не поехать в Москву, чтобы не высказываться публично по поводу российско-турецкого конфликта. «Лукашенко хочет, как и в отношении российско-украинского конфликта, сохранить нейтралитет и получить от этого политические дивиденды», – цитируют белорусские СМИ российского публициста Александра Чайчица.
Логичным проявлением нейтральной и миротворческой позиции официального Минска в отношении всех конфликтов его ближайшей союзницы является версия белорусского историка Евгения Красулина относительно причины неожиданной встречи Лукашенко и Алиева. «Вместе Лукашенко и Алиев могут провести акцию примирения Москвы и Анкары», – полагает он. «Алиев может, в принципе, и сам претендовать на роль миротворца, но ему было бы неплохо усилиться еще кем-нибудь. И этот кто-то – Лукашенко», – рассуждает он. По мнению эксперта, это может быть «неплохой тандем посредников».
Минск