Успех на президентских выборах Татьяны Короткевич мог подтолкнуть оппозицию к объединению. Фото с сайта www.svaboda.org
Четыре белорусские партии объявили о намерении создать правоцентристскую коалицию. Сами участники процесса называют это объединением. Однако эксперты в движениях на оппозиционном поле усмотрели дальнейшее разобщение противников нынешней власти.
Речь идет о старейших белорусских оппозиционных партиях – Объединенной гражданской партии (ОГП) и Белорусском народном фронте (БНФ), а также движении «За свободу» и оргкомитете по созданию партии «Белорусская христианская демократия» (БХД). Как следует из заявлений участников коалиции, главная цель их объединения – «единым фронтом выйти на парламентские выборы, которые в Белоруссии должны состояться через год». Заглядывают новые белорусские правые и в более далекое будущее – на президентских выборах 2020 года они намерены выдвинуть единого кандидата.
Интересно, что декларация о создании правоцентристского блока была подписана в Брюсселе, куда представителей этих организаций пригласила Европейская народная партия. Оттуда поступили и информационные сообщения о создании коалиции. Сами фигуранты такую вероятность не отрицают, однако комментируют пока осторожно. «Такую площадку легче создать, если в ее основе лежат идеологические ценности и общее понимание, как развивать страну», – говорит по поводу объединения глава ОГП Анатолий Лебедько.
Председатель БНФ Алексей Янукевич уточнил в беседе с журналистами, что процесс объединения находится в начальной стадии и завершится не ранее чем через месяц-два. Тогда, по его словам, общественность сможет получить больше информации о новой коалиции, «если переговоры завершатся успешно».
Пока же эта информация вызвала гораздо больше оживления в экспертной среде, чем в рядах оппозиции. Причина интереса в том, что главной чертой белорусской оппозиции в последние годы стало как раз неумение договориться друг с другом и идти на компромиссы. По этой причине на предпоследних президентских выборах население наблюдало парад кандидатов от оппозиции, а на последних – их и вовсе не было среди претендентов на главный пост в стране.
Поэтому основное чувство экспертов – недоверие. «Возможно, речь идет о чем-то существенно меньшем, чем создание оппозиционного блока, тем более что такой горизонт планирования, как 2010 год, – явление беспрецедентное для белорусской оппозиции», – говорит политолог Юрий Чаусов.
Высказывается также предположение, что попытка объединения стала реакцией на политический успех экс-кандидата в президенты Татьяны Короткевич. Как самостоятельный политик она дала о себе знать лишь накануне выборов. По оценке социологов, полученные ею по итогам выборов официальные 5% голосов могут свидетельствовать о том, что ее реально поддерживают 20–25% избирателей и она имеет еще более высокий уровень узнаваемости. После выборов Короткевич уже успела посетить Брюссель и Вашингтон.
«Возможно, затеянное объединение является попыткой нивелировать эффект высказываний Короткевич, в которых она заявляла, что в ее кампании объединились все оппозиционные силы. Возможно, это вызвало ревность руководителей партий, и они намерены продемонстрировать, что Короткевич не представляет все оппозиционные силы Беларуси», – предполагает Чаусов.
Напомним, все партии, которые собираются войти в коалицию, не приемлют идеи «мирных перемен», с которыми шла на выборы Татьяна Короткевич, и настроены против нового лица белорусской оппозиции, ее «мягкого» варианта. По мнению некоторых аналитиков, дальнейшее размежевание противников Лукашенко пойдет по этому признаку – «мирная оппозиция» и «радикальная оппозиция». «Я думаю, что это соперничество и будет определять оппозиционный аспект парламентской кампании 2016 года», – говорит политический обозреватель Александр Класковский.
Эксперт полагает, что такое размежевание не стоит расценивать как позитивный фактор. «Это распыление инициативы», – считает Класковский. По его мнению, успех оппозиции в противостоянии с Лукашенко возможен только в случае появления консолидированной силы, а не разобщенной. Пока ситуация такова, что предпосылок к ее появлению нет. Класковский высказывает предположение, что к следующим выборам противники Лукашенко в лучшем случае придут тремя колоннами – правые, левые и «мирная оппозиция».
Минск