Национальной валюте многие белорусы предпочитают иностранную. Фото Reuters |
В ближайшее время Международный валютный фонд продолжит обсуждать с правительством Белоруссии возможность реализации совместной программы. Тот факт, что пока сторонам не удалось договориться, огорчил власти, но обнадежил оппозицию.
«Персонал МВФ и официальные органы Республики Беларусь добились существенного прогресса в обсуждении ряда мер экономической политики, которые могли бы быть поддержаны договоренностью о трехлетней программе в рамках Механизма расширенного финансирования. Для обсуждения некоторых вопросов требуется больше времени. В предстоящие несколько недель предполагается дистанционно продолжить их обсуждение», – сообщил фонд в своем пресс-релизе на следующий день по окончании работы миссии.
Миссия МВФ работала в Минске 9–19 ноября. Эксперты в большинстве своем давали положительные прогнозы относительно перспектив предоставления финансирования Минску, хотя и подчеркивали, что решение будет больше политическим, чем экономическим, поскольку в готовность президента Александра Лукашенко к рыночным реформам не верит никто.
Неладное местные журналисты заподозрили в последний день работы миссии. Традиционно он заканчивался брифингом для СМИ. Однако в этот раз его не было. Скупой пресс-релиз о том, что переговоры продолжатся, появился лишь к концу следующего дня. Еще более сдержанно прореагировала белорусская сторона. «В ходе состоявшихся переговоров сторонам удалось существенно сблизить свои позиции», – сообщил в своем пресс-релизе Нацбанк. Там также сообщалось, что «детальное обсуждение» программы «будет продолжено в течение ближайшего времени».
Напомним, что МВФ настаивает на глубоких структурных реформах и гарантиях их выполнения «на самом высоком уровне». Это значит, что гарантом реформ должен выступить лично Александр Лукашенко. Встречаясь с руководителем миссии МВФ Питером Долманом, белорусский президент, в целом соглашаясь с предложениями фонда, подчеркнул, что угождать экспертам фонда не намерен. «Нравится это МВФ или нет, но Беларусь не намерена ломать свою схему социального государства», – заявил он.
Эксперты комментируют, что на самом деле конфликт между МВФ и Лукашенко гораздо глубже, и лежит он вовсе не в плоскости экономики. Аналитики давно говорят о том, что любые изменения действующей системы чреваты потерей личной власти Лукашенко. Финансово независимые от государства и прибыльные компании практически невозможно заставить голосовать «правильно», то есть за действующую власть. Именно поэтому белорусскому президенту не нужны никакая приватизация и никакой частный сектор. В этой ситуации Лукашенко ведет торг с любыми кредиторами только на одну тему – готовы ли они дать денег на поддержание его личной власти и соответственно сохранение сложившейся экономической системы.
Именно на этот непростой вопрос сейчас и должен будет ответить Исполнительный совет МВФ. Тот факт, что Лукашенко даже не пытается заигрывать с фондом, как это было при реализации предыдущей программы, по мнению экспертов, свидетельствует о его глубочайшей уверенности в прочности своих нынешних позиций.
Немногословные комментарии белорусских чиновников говорят о том, что переговоры идут тяжело. Так, министр экономики Владимир Зиновский на прошлой неделе говорил, что переговоры идут по 16 часов в сутки. МВФ очень хочет заставить Лукашенко пойти хоть на какие-то уступки, ведь безоговорочная капитуляция – это удар по имиджу фонда.
Эксперты сегодня склоняются к тому, что ситуация в очередной раз складывается в пользу Лукашенко. Миру вообще и Европе в частности сегодня не до перевоспитания диктатора Лукашенко. Войны, беженцы, терроризм – проблемы куда более актуальные. «МВФ из политических соображений снизит планку требований к Беларуси», – полагает политолог Валерий Карбалевич. По его мнению, фонд все же даст денег, «не обращая внимания на то что белорусская социальная модель не поддается реформированию».
В то же время торможение в принятии решений несколько обнадежило оппозицию, которая, игнорируя геополитический контекст, требует от Европы и США не смягчать позицию в отношении официального Минска. «Мы ждем и от ЕС, и от США продолжения давления на белорусские власти с целью расширения демократического пространства и свобод в Беларуси», – заявил, например, белорусский правозащитник, бывший политзаключенный Алесь Беляцкий. Он полагает, белорусская власть сейчас экономически слаба и может пойти на уступки. «Белорусские власти больше нуждаются в хороших отношениях с США и ЕС, чем наоборот. Экономический кризис, недоверие между Беларусью и Россией, недостаток альтернатив заставляют власти искать точку опоры на Западе», – говорит Беляцкий.
По мнению правозащитника, МВФ также необходимо стоять на своем и не снижать планку, иначе деньги, которые даст фонд, пойдут «на укрепление режима», а не на структурные экономические изменения, которые тесно связаны с изменениями общественно-политическими.
Минск