Строительство железной дороги Баку–Тбилиси–Карс подходит к концу. Фото с сайта www.mrdi.gov.ge
Продолжается рабочий визит президента Ильхама Алиева в Турцию. Накануне глава Азербайджана участвовал в работе стартовавшего накануне в городе Анталья саммита «большой двадцатки» (G20). Официальное приглашение на саммит в качестве гостя Ильхам Алиев получил в январе текущего года от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Решение турецкого лидера было продиктовано не только демонстрацией братских отношений между двумя странами и их лидерами, но и признанием все возрастающей стратегической роли Азербайджана в продвижении транснациональных энергетических и транспортных проектов между Востоком и Западом.
Некоторые из этих проектов уже реализованы, работа над другими близится к завершению.
Азербайджан в последние годы взял курс на диверсификацию своей экономики. В этой программе развития особое место уделено вводу в эксплуатацию железной дороги Баку–Тбилиси–Карс (БТК). Этот проект – детище Баку, призван обеспечить доставку грузов по транспортному коридору Восток–Запад из Китая в Центральную Европу в короткие сроки и по приемлемым тарифам.
Строительство азербайджанского и грузинского участков маршрута практически завершено. Некоторое отставание от графика наблюдается на турецком участке. По словам вице-премьера правительства Азербайджана Абида Шарифова, турецкая сторона обещает завершить работы по БТК в первой половине будущего года. «Считаю, что полноценную работу железная дорога начнет в третьем квартале будущего года», – сообщил Шарифов журналистам. При этом он отметил, что в будущем году под Босфором в рамках БТК планируется построить железнодорожный туннель. «Сдача в эксплуатацию этого туннеля повысит значимость железной дороги Баку–Тбилиси–Карс», – отметил вице-премьер.
Следует заметить, что для ускорения реализации проекта Баку выделил кредит Тбилиси на сумму 775 млн долл. Финансирование строительства азербайджанского и грузинского участков дороги осуществляется Госнефтефондом Азербайджана.
Между тем Баку, Тбилиси и Анкара возлагают большие надежды на этот совместный проект. Подсчитано, что на начальном этапе по БТК будет транспортировано 6–7 млн т грузов и перевезен 1 млн пассажиров в год. Впоследствии по этой ветке, которая имеет прямой выход на европейскую железнодорожную сеть, будет транспортироваться 30 млн т грузов. В Министерстве транспорта Азербайджана отмечают, что БТК позволит увеличить грузопоток, в частности контейнерных, наливных и других типов грузов, из Азии в Европу. Интерес к проекту уже проявляют Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия.
В июле текущего года был осуществлен тестовый запуск первого контейнерного поезда по маршруту Китай–Казахстан–Азербайджан. В результате скоординированных действий сторон был установлен конкурентоспособный тариф на перевозку и обеспечен срок доставки по всему маршруту в шесть-семь дней.
Баку