Фото Reuters
Политические события в Украине, начавшиеся в ноябре 2013 года, привели к кардинальному изменению внешнеполитического курса. Вместо политики балансирования между западными странами и Россией Киев стал проводить антироссийский курс, направленный на разрыв российско-украинских отношений. При этом расстановка сил внутри Украины, сложившаяся к концу 2015 года, не дает оснований рассчитывать на изменение внешней политики Украины на российском направлении.
Начало кардинальному пересмотру внешней политики Украины положил государственный переворот в феврале 2014 года, в ходе которого к власти пришли радикальные националистические силы. При поддержке западных стран они сместили акценты внешнеполитического курса, сделав ставку на сворачивание сотрудничества с Россией. Пришедшие к власти в том же году в ходе президентских и парламентских выборов политики еще больше обострили отношениям между Москвой и Киевом. Сначала новый президент Украины Петр Порошенко поддержал курс радикальных националистов на разрыв отношений с Россией. Затем на внешнеполитический курс сильное влияние оказали итоги парламентских выборов, поскольку в Верховной раде было сформировано большинство из радикальных националистических партий. Перезагрузку власти завершили выборы в местные органы власти, которые прошли в октябре 2015 года. По итогам выборов на всех уровнях украинской власти оказались представители сил, для которых внешнеполитическим приоритетом являются ЕС и США.
Выборы в местные органы власти зафиксировали значительные изменения в настроениях населения и политических элитах. Во всех регионах в коридоры власти пришли представители политических сил, влияние которых раньше ограничивалось границами западно-украинских областей. Укрепление позиций националистических сил на региональном уровне создает все предпосылки для сохранения внешнеполитического курса, который в последние полтора года проводил Киев. Более того, если до 2013 года Киев постоянно имел оппозицию либо на западе страны, либо на востоке, то к концу нынешнего года сложилась ситуация, когда на региональном уровне, а также в исполнительной и законодательной ветвях власти оказались сторонники прозападного курса. При отсутствии оппозиции и нетерпимости националистических сил к иным точкам зрения этот фактор будет оказывать доминирующее влияние на позицию президента и парламента по вопросам внешней политики.
Причины разворота Киева в сторону западных стран стоит искать в изменениях, которые происходили внутри страны. Прежде всего шло постоянно усиление позиций представителей радикальных националистических сил в коридорах власти. Постепенно менялись настроения населения в регионах, в том числе и на юго-востоке. Наконец, Киев на протяжении длительного времени поощрял распространение националистических идей и поддерживал антироссийские настроения. Однако если в начале 1990-х годов внешнеполитические устремления, выдвигаемые националистическими силами, сдерживались экономическими связями с Россией, пророссийскими настроениями на востоке страны и наличием экономических связей, сохранившихся со времен СССР, то спустя почти 25 лет после получения независимости внутриполитическая ситуация изменилась, притом что националистическая элита значительно укрепилась во власти.
В отличие от украинского курса в сторону западных стран, не подкрепленного обоснованными экономическими расчетами, планы ЕС и США базируются на долгосрочных интересах. Посредством расширения военно-политических контактов и навязывания подходов к реализации экономического курса ЕС и США закрепляют свое влияние на Киев. При этом западные страны увязывают свою политику в отношении Украины прежде всего с планами по решению собственных политических и экономических проблем.
В последние полтора года Киев не просто отдалялся от России. Отношения приобрели откровенно конфликтный характер. В свою очередь, Россия практически утратила политические рычаги влияния на Киев, который без оглядки на Москву расширял сотрудничество с западными странами. Дальнейший дрейф Украины от России ставит вопрос о пересмотре положений российских документов, в которых отражены направления внешней политики.
Разворот Украины в сторону западных стран ставит перед Россией вопрос о формировании нового курса, который должен учитывать длительный этап сложных и в значительной мере конфликтных отношений с Киевом. Тем более что сложившиеся к концу 2015 года российско-украинские отношения пока не имеют предпосылок для улучшения. В свою очередь, националистическая риторика позволяет нынешней политической элите Украины сохранять власть, а дальнейшая интеграция в ЕС и западноевропейские структуры безопасности провозглашены приоритетом украинской внешней политики. Кроме того, сотрудничество с западными странами рассматривается Киевом через призму усиления переговорных позиций в отношениях с Россией.
Закрепившись в Украине, западные страны будут делать все возможное, чтобы не допустить разворота Киева в сторону Москвы. Тем более что Киев представляет собой инструмент западных стран, которые заинтересованы в срыве интеграционных планов России, стремясь ослабить ее влияние в странах постсоветского пространства.