Голодовка Ирмы Инашвили (справа) продолжается четвертый день. Фото со страницы Ирмы Инашвили в социальной сети Facebook
Лидеры «Альянса патриотов Грузии» продолжают голодовку у правительственного офиса, требуя отставки двух министров, якобы причастных к фальсификации итогов промежуточных выборов в парламент. Телекомпания «Рустави-2» оспаривает решение Тбилисского суда о смене владельца и назначении внешнего управления в Конституционном суде. Президент Георгий Маргвелашвили отказался перебираться в отремонтированную резиденцию, продолжая занимать помпезный президентский дворец, а неформальный лидер Грузии Бидзина Иванишвили в досаде пообещал «вышвырнуть его оттуда».
Грузинские власти оказались в положении боксера, зажатого в угол ринга. Получаемые удары не то чтобы слишком чувствительны, но неприятны. И, пользуясь боксерской же терминологией, имевшееся преимущество над оппонентами сокращается по очкам. Поражение на ближайших парламентских выборах осенью будущего года правящей «Грузинской мечте» (ГМ) вряд ли угрожает – задел был слишком велик, но от былой популярности в обществе у коалиции остались одни воспоминания. По большому счету, как отмечают эксперты, ГМ удержится у власти потому, что большинство населения категорически не приемлет возвращение во власть «Единого национального движения» (ЕНД) Михаила Саакашвили, а других политических сил, обладающих электоральным притяжением, попросту нет. Что, кстати, проявилось на упомянутых промежуточных выборах – рвущийся на авансцену политики «Альянс патриотов Грузии», по официальным данным, проиграл ГМ.
«Патриоты» обвинили власть в фальсификации выборов, а их лидеры объявили голодовку, требуя отправить в отставку министра обороны Тину Хидашели и министра экологии Гиглу Абулашвили. По их мнению, именно «своеобразный» подсчет голосов в воинской части у города Сагареджо обусловил победу кандидата от ГМ Тамар Хидашели – однофамилицы министра, над генсеком «Альянса патриотов Грузии» Ирмой Инашвили. Тина Хидашели ответила резко, объявив, что с первого же дня работы на посту министра она ощутила, что ее кандидатура на этом посту неприемлема для… России, и, требуя ее отставки, «патриоты» раскрыли свою пророссийскую сущность, о чем давно ходили слухи.
Инашвили с ответом медлить не стала и пообещала раскрутить протестные акции по всей Грузии. До сих пор она, известная бескомпромиссностью и принципиальностью, слов на ветер вроде не бросала. Если у Инашвили и на этот раз обещания не разойдутся с делом, то власти получат серьезную головную боль. Потенциал у «Альянса патриотов» скорее есть, чем нет: после оглашения итогов выборов Инашвили и Ко, прежде чем объявить голодовку, с легкостью устроили многотысячное протестное шествие по центру Тбилиси. Помимо министерских голов «патриоты» требуют внести изменения в избирательный кодекс, и в этом, вполне вероятно, получат поддержку других политических сил страны.
Именно в эти дни внепарламентская оппозиция закончила сбор нужных 240 тыс. подписей для внесения изменений в законодательство. И именно такое количество необходимо для инициирования обсуждения вопроса в высшем законодательном органе страны вопреки желанию парламентского большинства. Таким образом, ГМ и ее теневой лидер Бидзина Иванишвили оказались на грани получения социального заказа на дележ власти с другими силами. Поворот для могущественного олигарха, которого еще недавно около 80% населения Грузии готовы были носить на руках, неприятный.
Щепетильность ситуации придает то, что до недавнего времени «Альянс патриотов» и сама Ирма Инашвили воспринимались едва ли не как союзники ГМ и Бидзины Иванишвили – именно Инашвили сыграла важнейшую роль в распространении видеокадров о пытках заключенных в тюрьмах, что предопределило итоги парламентских выборов 2012 года в пользу Иванишвили и последующую смену власти.
Другие неприятности для верхов зреют на фронте, открытом телекомпанией «Рустави-2». ЕНД решительно не желает терять это мощное средство воздействия на общество, и решение Тбилисского окружного суда о смене руководства телеканала и фактических владельцев теперь рассматривают высшие судебные инстанции. Бывшим властям удалось придать делу международный резонанс, и отовсюду посыпались напоминания о демократических ценностях, о свободе слова, недопустимости давления на СМИ. Дело против «Рустави-2», подчеркнуто затеянное как хозяйственное, таковым перестает считаться, а в общественном восприятии не считалось и изначально. Впрочем, тут Иванишвили держит удар, ответив на многочисленные рекомендации Запада в не присущем ему резком тоне: они там нередко не понимают происходящего и дают негодные советы, а потому следовать им вовсе не обязательно.
Еще больше олигарху досаждает своеволие его недавнего фаворита Георгия Маргвелашвили. Ставший президентом исключительно благодаря Иванишвили, он очень скоро вышел из-под контроля. Собиравшийся с подачи патрона вести аскетическую жизнь, Маргвелашвили неожиданно перебрался в помпезный президентский дворец, с размахом выстроенный при Саакашвили. Публичное напоминание Иванишвили о том, что содержание огромного здания тяжелым бременем ложится на госбюджет, воздействия не возымело. Противоречия между недавними партнерами стремительно нагромождались, и вскоре неформальный лидер Грузии крайне негативно отозвался о лидере формальном, признав, что совершил грубейшую ошибку, возведя в президенты человека, не разобравшись в его качествах.
Сегодня между Иванишвили и Маргвелашвили не то что искрит, но бьет молния и гремит гром. Маргвелашвили отказался переезжать в здание, отреставрированное специально для президентского офиса. Еще недавно его занимало посольство США – прекрасное доказательство того, что президента переселяют не абы куда. Но Маргвелашвили решил не съезжать из «дворца Калигулы» – так при Саакашвили тбилисские острословы окрестили помпезный президентский особняк. Иванишвили прилюдно объявил: «Я его вышвырну оттуда». Общественность гадает, что будет дальше.