Только Александр Лукашенко знает, каким будет следующее правительство Белоруссии. Фото Reuters
Избрание президента Белоруссии неминуемо влечет формирование нового правительства. Даже когда глава государства побеждает на выборах и остается на своем посту. Сегодня политически активная часть общества занята тем, что строит предположения – кто из чиновников сохранит должности, а кто уйдет. Вопрос, который волнует деловые круги Белоруссии, – решится ли, наконец, власть на реформы, которые требуют кредиторы в лице Международного валютного фонда (МВФ) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР)?
Судя по оценкам наблюдателей, выборы, как и предрекали эксперты, будут признаны, хотя и с оговорками. Вполне вероятным выглядит и старт новой программы кредитования МВФ. Как сообщил журналистам министр финансов Владимир Амарин, миссия МВФ прибудет в Минск в ноябре именно для обсуждения этой новой программы. По его словам, Белоруссия запрашивает у фонда 3 млрд долл. В самой программе речь пойдет о структурных реформах. Миссия ЕФСР, по его информации, прибудет еще раньше – в октябре.
Скептики утверждают, что президент Александр Лукашенко никогда не пойдет ни на какие значительные реформы, и ожидания бизнеса, как и обещания правительства, считают пустыми. У белорусских властей уже есть опыт сотрудничества с кредиторами, при котором средства они получают, а программу не выполняют. Однако высказываются предположения, что сегодня ситуация в экономике такова, что у властей уже нет выбора и что-то менять все же придется.
Отличительной чертой нынешних выборов президента стало то, что правительство не старалось создать иллюзию экономического благополучия. Главная электоральная кампания прошла на фоне падения реальных доходов населения на 5% с одновременным подорожанием услуг ЖКХ более чем на 20%. К снижению доходов ведет падение продаж и объемов промышленного производства – на 7%. Уровень прошлого года сохранился только в сельхозпроизводстве. Инфляция по итогам 8 месяцев превысила 9%. Золотовалютные резервы страны с начала года снизились почти на полмиллиарда долларов и составляют сейчас 4,6 млрд долл., что не покрывает даже двухмесячного объема импорта. Кредитование в Белоруссии фактически запретительное – предприятие может занять средств процентов под 35–40 годовых. Вчера в некоторых местных СМИ уже появилась информация, что предприятия, на время выборов переведенные на 5-дневный рабочий день, уже снова возвращаются к четырехдневке. В частности, Осиповичский завод автомобильных агрегатов, входящий в холдинг «МАЗ», по словам его работников, уже перешел к сокращенной трудовой неделе.
Впрочем, эксперты прогнозируют для белорусов непростые времена как в случае, если власти не решатся на реформы и продолжится стагнация, так и в том случае, если рыночные изменения все-таки начнутся. Нереформированные предприятия пока содержат большую избыточную численность работников. Приведение их количества в соответствие с производственными потребностями выбросит на рынок труда много свободной рабочей силы. Власти, правда, в программных документах обещают, что дадут возможность заниматься частным бизнесом, однако ранее «НГ» писала об истории с мелкими торговцами, которым власти фактически запрещают работать в стиле «купи-продай», если они не продают белорусские товары. Из планов правительства на будущий год, которые сейчас обсуждаются в СМИ и на уровне экспертов, следует, что власти не намерены возвращаться к директивному кредитованию госпредприятий. В частности, по недавно озвученным планам Минэкономики число государственных программ в будущем году может сократиться с нынешних 180 до 25. Если такие жесткие меры не подкрепить социальной поддержкой и раскрепощением деловой инициативы, то может возникнуть и социальная напряженность, говорят местные социологи.
Пока эти планы обсуждаются на уровне правительства и СМИ. Возможно, это фон для переговоров с кредиторами, предполагают скептики. Окончательное слово – быть или не быть реформам – скажет Лукашенко, который, кстати, общаясь на избирательном участке с журналистами, заявлял, что он-то готов к переменам. Не готово население, которое не хочет неминуемого в таких случаях снижения уровня жизни. Появится ли новая экономическая политика в Белоруссии, станет понятно после назначения нового правительства.
Минск