Фото пресс-службы железных дорог Азербайджана
Азербайджан и Иран до конца 2016 года планируют завершить процесс соединения своих железных дорог. Договоренность об этом была достигнута на днях в ходе встречи делегаций двух стран в приграничном с Ираном азербайджанском городе Астара. Как сообщил «НГ» источник в Министерстве экономики и промышленности Азербайджана, на встрече была утверждена программа, в соответствии с которой для соединения железных дорог азербайджанская сторона должна построить восьмикилометровую ветку, а иранская – двухкилометровую.
Комментируя итоги прошедшей встречи, посол Ирана в Азербайджане Мохсун Пакайин накануне сообщил журналистам, что Баку готов начать строительство своей части дороги в течение 10 дней. По словам посла, проектом предусмотрено также строительство моста над рекой Астара. Согласие сторон на это уже получено. «Наши обе страны, являясь воротами в Азию и Европу, намерены стать центрами транзита и грузоперевозок. Кроме того, в иранской Астаре будет построен таможенный терминал пропускной способностью 4 млн т грузов», – сказал Пакайин.
С завершением работ ожидается поэтапное доведение грузооборота между двумя странами до 10 млн т против нынешних 0,6 млн. Соединив свои железные дороги, Иран и Азербайджан фактически вдохнут жизнь в транспортный проект «Север–Юг». Однако для функционирования этого маршрута необходимо проложить железнодорожную ветку Решт–Астара на иранской территории, строительство которой еще не начато.
«В настоящее время ведутся переговоры с Китаем и Россией по вопросу выделения средств на строительство этой железнодорожной линии, протяженность которой составит 170 км», – сказал на пресс-конференции в Баку посол Пакайин.
По мнению министра связи и информационных технологий Ирана Махмуда Ваези, международный транспортный коридор Север–Юг, проходящий по территории России, Азербайджана и Ирана, имеет большую экономическую выгоду в сравнении с другими альтернативными международными транспортными маршрутами. Этот проект создаст условия для более эффективного осуществления грузоперевозок от Персидского залива до Европы с точки зрения сроков доставки грузов, что безусловно выгодно и с финансовой точки зрения.
Такого же мнения придерживаются и местные эксперты, утверждающие, что транспортный коридор Север–Юг открывает большие возможности для всех его участников: как для стран – отправителей и получателей грузов, так и транзитеров. Ведь Север–Юг – мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов от Петербурга до индийского порта Мумбаи. Он задуман с целью привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию и далее – в Северную и Западную Европу.
По предварительным оценкам, пропускная способность железной дороги на первом этапе составит 1,4 млн пассажиров и от 5–7 млн т грузов в год, а в дальнейшем – 15–20 млн т. На всем протяжении железной дороги будут построены 22 туннеля и 15 мостов.
Баку