Александр Лукашенко победил в президентской гонке в пятый раз. Фото с сайта www.president.gov.by
ЦИК Белоруссии объявил: действующий глава государства Александр Лукашенко на выборах получил беспрецедентные 83,49% голосов. Эксперты его победу не оспаривают, однако сомневаются в реальности такого высокого результата. Никто из остальных кандидатов не набрал и 5%. «Против всех» проголосовало 6,4% избирателей, что вынудило главу ЦИКа Лидию Ермошину признать: протестное голосование в Белоруссии никогда не было таким масштабным.
Результат выборов был предсказуем. Однако даже в этой ситуации власть нашла, чем удивить: процент голосов за Александра Лукашенко оказался неправдоподобно высок. Накануне данные соцопросов «давали» до 20% главному его сопернику – Татьяне Короткевич. Такой уровень поддержки она и получила в результате выборов, утверждают многие местные наблюдатели. Об этом кулуарно рассказывают и члены территориальных избиркомов.
Исходя из этого в обществе задаются вопросом: зачем Лукашенко, победа которого и так не вызывала сомнений, понадобилась фальсификация при повышенном внимании Запада, готового наконец признать выборы свободными, а самого Александра Григорьевича законно избранным президентом?!
«Для него эти 80% как очередной орден для Леонида Брежнева: смысла никакого, но человеку приятно, – пишет местная негосударственная газета «Солидарность». – Самолюбование ведь никто не отменял, равно как демонстрацию собственного подавляющего превосходства над соперниками».
Политический обозреватель Александр Класковский также полагает, что Лукашенко руководила «банальная ревность даже к относительному успеху любого конкурента». К слову, эксперты не исключают и гендерный аспект. Из сказанного Лукашенко в воскресенье, во время общения с прессой, сложилось впечатление, что он задет тем, что его главным соперником оказалась женщина. «У президента полномочий куча – от безопасности до экономики, которые пока человек в юбке не сможет, наверное, исполнять», – заявил он. Это высказывание дало Татьяне Короткевич повод обвинить Лукашенко в сексизме.
Второй вопрос, которым задаются местные эксперты: как на такое «хулиганство» с подсчетом голосов отреагируют международные наблюдатели, а следом за ними ЕС? Из сделанных вчера представителями БДИПЧ ОБСЕ заявлений пока непонятна итоговая оценка. С одной стороны, они констатируют, что «подсчет голосов подорвал честность выборов», а это значит, что Белоруссии еще предстоит преодолеть значительный отрезок на пути к выполнению обязательств ОБСЕ по демократическим выборам. С другой стороны, указывают, что только на 30% участков процесс подсчета голосов был оценен отрицательно. Но и заявление о справедливости выборов, подобное оценке миссии наблюдателей от СНГ, от ОБСЕ пока не звучало.
В связи с тем, что западные наблюдатели еще не определились с формулировкой, говорить о будущем Белоруссии можно только на уровне прогнозов. Например, тот факт, что, общаясь в воскресенье с журналистами, Лукашенко заявил, что он готов к радикальным экономическим реформам, но ждет карт-бланша от общества, позволил некоторым экспертам поговорить о грядущих структурных реформах.
Эксперт Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов склоняется к тому, что Запад, указав на недостатки, выборы все же признает и продолжит курс на сближение. Тогда у властей есть вероятность получить финансовую подпитку МВФ, что, в свою очередь, повлияет на то, «как будут выстраиваться отношения с Россией».
Местные наблюдатели не преминули отметить, как изменилась риторика Лукашенко в вопросе размещения в Белоруссии российской авиационной базы. Белорусский президент по-прежнему утверждает, что она не нужна, однако уже заявляет о готовности обсуждать эту тему. «Мы обсудим с Владимиром Путиным эту проблему, если Россия видит чего-то, что мы не видим, она скажет», – сказал Лукашенко. Кстати, как стало известно вчера, Лукашенко на этой неделе может встретиться со своим российским коллегой Владимиром Путиным и обсудить этот вопрос. По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, Путин и Лукашенко увидятся на этой неделе в Казахстане на саммите СНГ и саммите ЕАЭС, и «на полях этого саммита они обсудят вопрос, ставший предметом заочной дискуссии».
Правда, местные эксперты, как и ранее, склоняются к тому, что если со стороны Запада будет хотя бы нечто похожее если не на одобрение, то хотя бы на молчаливое согласие, то вопрос размещения базы Лукашенко будет усиленно динамить. В этом случае решение вопроса будет откладываться, как в свое время откладывался вопрос о единой системе ПВО, полагает, например, Денис Мельянцов. По его мнению, застой будет наблюдаться и в интеграционном строительстве. «Белорусские власти уже сейчас не стесняются говорить, что тех выгод, которые хотели получить от Евразийского союза, пока нет. В связи с кризисом ситуация еще больше усугубляется, – считает эксперт. – Однако выходить из ЕАЭС никто не станет. Эта структура продолжит функционировать, потому что в ней заложен большой компонент политики и геополитики».
В экспертной среде бытует мнение и о том, что в Белоруссии, кроме снижения уровня жизни, никакие изменения не произойдут. «Беларусь ждет медленная деградация, – считает политолог Валерий Карбалевич. – У Александра Лукашенко комплекс Горбачева. Тот пытался осуществить реформы, чтобы укрепить свою систему, но в результате система развалилась, и он потерял власть». По словам Карбалевича, Лукашенко очень боится повторения этого сценария и будет всячески держаться за существующую систему.
Минск