К министру энергетики Кахе Каладзе возникло много вопросов по поводу возможного возвращения в Грузию «Газпрома». Фото с официального сайта Министерства энергетики Грузии
«Единое национальное движение Грузии» (ЕНД) – бывшая партия власти и аффилированные с ней структуры с понедельника начинают акции против возобновления сотрудничества правительства с «Газпромом». Поводом послужило заявление вице-премьера, министра энергетики Кахи Каладзе, подтвердившего факт недавних переговоров с главой российской компании Алексеем Миллером и отметившего необходимость диверсификации энергетических источников.
Каха Каладзе сообщил, что переговоры об импорте газа Тбилиси ведет не только с «Газпромом», но и с Ираном. По его словам, это необходимо, так как азербайджанский концерн SOCAR не может увеличить объемы поставляемого газа. Каладзе подчеркнул, что у Тбилиси с «Газпромом» контакты не прекращались никогда.
Российская компания обеспечивает газом Армению (около 2 млрд куб. м в год) транзитом через грузинскую территорию и расплачивается с Тбилиси за услугу не деньгами, а газом – 0,3 млрд куб. м в год.
Заинтересован в поставках голубого топлива в Грузию и «Газпром». Но его главные интересы в Армении, где намечен запуск дополнительного энергоблока принадлежащей ему Разданской ТЭС. При увеличении объемов экспорта в Армению «Газпром» готов работать с Грузией по прежней схеме – расплачиваться за транзит дополнительным количеством газа. Но при этом может обеспечить потребности самой Грузии, если она изъявит такое желание. И у грузинской стороны, похоже, оно понемногу появляется.
Понять, для чего Тбилиси понадобились дополнительные объемы газа, да еще такие, что азербайджанский SOCAR поднял вверх руки, не очень понятно. Новые энергоемкие производства в стране не появились, а уровень жизни населения точно не повысился настолько, чтобы вызвать резкое увеличение потребления энергии. Анонимный информированный источник в энергосфере Грузии высказал предположение, что власти могли затеять комбинацию для понижения стоимости закупаемого азербайджанского газа. «О том, что тарифы будут снижены, «Грузинская мечта» говорила с первого дня прихода к власти. Но в Баку нашей правительственной делегации доказали, что азербайджанская сторона во многом идет навстречу грузинской, продавая газ по льготным ценам и гибким схемам, так что в Грузии появляется возможность обеспечивать газом частные лица по одной стоимости, малообеспеченные слои – по другой, предприятия – по третьей», – сказал «НГ» собеседник. По его словам, возможно, с вероятной активизацией в Грузии «Газпрома» власти предпримут новые попытки вынудить азербайджанскую сторону понизить стоимость поставляемого газа. «При этом трудно сказать, отразится ли возможное удешевление на потребителях. Девальвация национальной валюты, общая экономическая ситуация тяжело отразилась на бюджете, так что разница в цене, если, конечно, удастся добиться понижения, скорее пойдет в казну. Не будем забывать и о предстоящих через год парламентских выборах», – предположил собеседник.
Правящая «Грузинская мечта» акцентирует внимание на том, что российский газ, если дело дойдет до покупок, будет поставляться коммерческим пользователям. Сторонники сотрудничества с «Газпромом» напоминают и о том, что «с российской компанией работает вся Европа, и ничего – не развалилась», а также «газ у нее закупает даже Азербайджан». Однако заглушить оппозицию не удалось.
Одну акцию протеста у резиденции миллиардера Бидзины Иванишвили против партнерства с «Газпромом» «националы» уже провели, обвинив правительство, которое «ведет переговоры с компанией государства, оккупировавшего грузинские территории», в аморальности. Представители ЕНД напоминают властям, что «Газпром» часто «становится политическим рычагом давления России на ту или иную страну». Оппозиция решительно настроена не допустить полноценного возвращения «Газпрома» в грузинскую энергетику.
«На мой взгляд, «националы» слишком драматизируют ситуацию. Понятно, что оппозиция пытается политизировать любой вопрос, повысить градус, сыграть на максимуме. Конечно, определенная логика в их заявлениях есть, но налицо искусственное обострение вопроса», – сказал «НГ» эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили. По его словам, возобновление прямого сотрудничества с «Газпромом», может и несвоевременное, но энергетической безопасности Грузии не особо угрожает, так как страна уже сейчас обеспечена энергоносителями и разрывать существующие связи не намерена. «Я вообще не думаю, что в переговорах с «Газпромом» есть какая-то стратегическая задумка. Скорее вопрос носит мелкий коммерческий характер. Но такие переговоры могут осложнить ситуацию, потому что если разделить две темы – социальный газ и коммерческий, то тот, кто попытается на коммерческом поле сыграть с «Газпромом», может вызвать некие негативные последствия. Дело в том, что у азербайджанского SOCAR в Грузии большие социальные обязательства. Азербайджанская компания очень много инвестирует в различные сферы, и те потери, которые у них появляются, они пытаются сбалансировать ликвидностью коммерческого сектора», – сказал «НГ» Хухашвили. По его словам, если SOCAR лишится возможности обеспечить упоминавшийся баланс из-за того, что кто-то «притащил» в Грузию «Газпром», тогда азербайджанская компания будет вынуждена пересматривать тарифы, а в этом случае последствия могут оказаться политическими, выгодными для «Газпрома». «Создание проблем с азербайджанским газом соответствует их стратегическим долгосрочным интересам. Потому что 200–300 млн куб. м газа, о которых шла речь, – это для Грузии, может быть, заметный объем, но не для «Газпрома», – коммерческого интереса у российской компании нет, зато политический вполне может быть», – полагает Хухашвили. По мнению эксперта, заявленная позиция грузинских властей о диверсификации импорта энергоносителей верна и действительно нужно развивать коридоры не только на запад и восток, но и на север и юг. Но не сейчас: с учетом нынешних политических реалий и возможных последствий для серьезных переговоров время еще не наступило.