Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик заявил, что его организация будет контролировать отвод вооружений. Фото Reuters
В ближайшие дни в Донбассе должен начаться процесс создания демилитаризованной зоны. Во вторник вечером контактная группа в Минске после двух месяцев споров подписала соглашение об отводе танков, минометов и артиллерии от линии соприкосновения. К сегодняшнему дню подписи под документом должны были поставить непризнанные Украиной главы ЛНР и ДНР Игорь Плотницкий и Александр Захарченко. Предполагается, что 30-километровая буферная зона появится в начале ноября.
Новое соглашение, о подписании которого в июле договорились лидеры стран «нормандской четверки», положительно воспринималось всеми сторонами противостояния в Донбассе.
Однако споры вызывали детали документа: определение отдельных участков линии размежевания, очередность отвода вооружений, надежный контроль за выполнением сторонами обязательств.
К 29 сентября контактной группе удалось прийти к согласию. Как сообщил спецпредставитель ОБСЕ на переговорах Мартин Сайдик, представители Украины, России и самопровозглашенных республик договорились разделить процесс отвода орудий на два этапа, общая продолжительность которых составит 39 дней. «Отвод будет проходить по типу вооружений. Сначала танки, потом артиллерийские орудия, минометы», – рассказал он. Представитель ОБСЕ подчеркнул, что его организация взяла на себя обязательства проводить мониторинг и верификацию процесса отвода вооружений от линии соприкосновения.
Украинская сторона выразила готовность выполнить новое соглашение. Вчера спикер Генштаба ВСУ Владислав Селезнев сообщил, что отвод потребует серьезного контроля со стороны ОБСЕ: «Это вопрос, в первую очередь, безопасности бойцов и мирных жителей». Вчера было известно, что отвод вооружений начнется сразу после двухдневного полного затишья в зоне конфликта. Начиная с августа, в Донбассе прекратились активные боевые действия. В последние недели фиксировалось по несколько перестрелок в сутки, были дни, когда огонь не открывался вовсе. Однако сразу после подписания нового соглашения украинские военные сообщили о нескольких фактах атак на их позиции в Донецкой области.
Источники «НГ», близкие к военным структурам Украины, отметили, что в ДНР и ЛНР разная ситуация, а лидеры республик по-разному видят развитие событий. «Игорь Плотницкий сразу же после сообщения о том, что соглашение подписано, выступил с заявлением, в котором приветствовал это решение, и обязался его выполнить. Александр Захарченко по каким-то причинам этот вопрос не прокомментировал. Причины в общем понятны: в ДНР есть силы, представителем которых является отстраненный от власти в непризнанной республике Андрей Пургин, которые обвиняют Захарченко в предательстве. Говорят, что, мол, власть ДНР готова променять великую идею на мелкие бизнес-схемы, отказаться от русского мира в Донбассе ради возможности продавать уголь в Украину. Пургин на днях провел интернет-конференцию, в ходе которой сказал, что в ДНР может начаться внутреннее противостояние. Захарченко должен это учитывать», – сказал источник «НГ».
В Минске сообщалось, что отвод вооружений начнется с создания зоны безопасности в Луганской области, а через две недели будет расширен. Представитель ДНР на Минских переговорах Денис Пушилин, который в начале месяца возглавил парламент республики, отстранив Пургина, сказал журналистам: «Мы начнем отводить с некоторых территорий ЛНР, в том числе Луганска. Следующий по плану – отвод с оставшейся ЛНР. С территории ДНР мы задержим отвод, но потом сразу же отведем со всей территории. Мы сможем уложиться в 41 сутки».
В Киеве не очень верят в то, что через несколько недель в регионе наступит полный мир. Начальник Генштаба ВСУ генерал-полковник Виктор Муженко сказал в интервью Independent, что ситуация по-настоящему изменится только тогда, когда «россияне выведут свои войска и передадут контроль за границей (Украине. – «НГ»)». Он отметил, что не верит в такой сценарий, поскольку украинские военные не фиксируют отвода «40 тыс. человек, подотчетных российской структуре командования».
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал «НГ», что подписание нового соглашения – тактический шаг со стороны тех, кто противостоит Украине в Донбассе. «Задача – поставить на паузу, затянуть время. Российская сторона ранее сделала дипломатическую ставку на размен вопроса по Сирии на вопрос по Украине. Запад это предложение не принял, но сценарий был запущен и развивается по инерции. Следующая точка, способная изменить направление этого движения, встреча глав государств «нормандской четверки» в Париже 2 октября. Можно предположить, что российская сторона выложит на стол подписанное 29 сентября соглашение и предложит двигаться дальше. В их понимании дальше – это к реализации пресловутого «плана Мореля», – отметил Бала.
Главное в «плане Мореля» – вопрос проведения местных выборов на территориях, которые контролируются силами ЛНР и ДНР, пояснил глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. Он напомнил, что ДНР и ЛНР не отказались от проведения не согласованных с Украиной местных выборов 18 октября и 1 ноября. Киев, в свою очередь, не отказался от требования проводить выборы в Донбассе по украинскому законодательству, согласно стандартам и под контролем ОБСЕ, главное же – только после отвода иностранных войск, добровольцев и передачи Украине контроля над территорией и над границей с РФ. Фесенко отметил, что «план Мореля» – «это попытка найти условно нейтральную середину между позициями Украины и сепаратистов». Но сделать это, по его мнению, вряд ли возможно.
Владимир Фесенко обозначил, в чем суть противоречий: ЛНР и ДНР требуют от украинской стороны предоставить им особый статус, провести амнистию, согласовать с ними конституционную реформу в Украине и правила местных выборов. «Если бы Украина согласилась на это, то должна была бы фактически признать легитимность ДНР/ЛНР. Но украинская сторона никогда на это не пойдет», – уверен политолог. Он пояснил, что в Киеве понимают, что за этим кроется: «Россия хочет, чтобы произошла реинтеграция не территорий (Донецкой и Луганской областей Украины. – «НГ»), а республик (ДНР и ЛНР. – «НГ»)». Разница в том, что вместо примирения и стабилизации Украина может получить постоянную зону конфликта, которая будет тормозить развитие всей страны.
Официальный представитель Украины в контактной группе Леонид Кучма ранее отмечал, что Киеву важно не допустить замораживания конфликта на условиях «ни мира, ни войны». После встречи во вторник он сдержанно прокомментировал ситуацию: «Главный вопрос – проблема безопасности. Говорить о выборах (в Донбассе. – «НГ») не приходится, пока не будет мира на этой земле».
Представители украинской делегации сказали журналистам, что вопросы о проведении выборов, о конституционной реформе, а также об амнистии и статусе отдельных районов Донбасса поднимались в Минске, но были отложены. Стороны решили не торопить ситуацию и заняться вначале тем, о чем уже договорились, – созданием буферной зоны.
Это значит, что выполнить Минские соглашения в срок, к концу года, в том понимании, в котором они воспринимаются в Украине и на Западе, вряд ли возможно, сходятся эксперты в Киеве. Виталий Бала отметил, что нынешний отвод вооружений от линии противостояния станет отвлекающим маневром, о котором будут много говорить, забывая о более важных вещах – отводе иностранных войск из региона и о передаче Украине контроля над границей. «Но, с другой стороны, это позволяет украинской власти 1 января 2016 года констатировать: Минские соглашения в обозначенные в них сроки не выполнены. Значит, нынешний формат переговоров недостаточно эффективен. Нужно расширять формат, включать в переговорную группу представителей других стран, не только Германию и Францию», – отметил он.
В Киеве убеждены, что ситуация в контексте политического урегулирования в Донбассе остается патовой. И считают, что для ее разрешения потребуются значительные международные усилия. Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник сказал в комментарии «Новому времени», что Россия строит две новые крупные военные базы у границы с Украиной: «Это означает, что у них есть долгосрочные планы по ведению агрессивных действий. Война не завершена, и конфронтация будет длительной». Эксперт считает, что, несмотря на достигнутые в Минске договоренности, конфликт в любой момент может разгореться с новой силой: «Не стоит обольщаться перемирием в Донбассе. Это только элемент тактики и гибридной войны. Его нельзя считать началом урегулирования или стабилизации ситуации».
Украинские военные утверждают, что обе стороны используют перемирие для подготовки к вероятным новым боевым действиям. Киев усиливает боеспособность армии. На этой неделе министр внутренних дел Украины Арсен Аваков сообщил, что на вооружение Нацгвардии (бойцов которой тренируют американские и канадские инструкторы) поступят крупнокалиберные снайперские винтовки Barrett М107А1 и реактивные противотанковые гранаты DRTG-73. О последнем приобретении министр рассказал отдельно: «Выстрел предназначен для пробивания брони с активной (динамической) защитой».
В то же время американский посол в Украине Джеффри Пайетт проинформировал, что США в течение осени передадут Украине «новые контрбатарейные радары Q36». Вчера украинские СМИ сообщили также о том, что 29 сентября Барак Обама подписал меморандум о выделении правительству Украины 21,5 млн долл. на военные расходы.
Киев