В Тбилиси у президентской резиденции впервые за последние годы состоялась акция пророссийских сил. Фото Reuters
НПО «Общество Ираклия Второго» в четверг перед резиденцией президента Грузии провела акцию, на которой выдвинула требование о нейтралитете страны. В том же месте Тбилиси собрались представители прозападной НПО «Свободная зона», чьи действия координируются «Единым национальным движением» (ЕНД) – бывшей партией власти. К президентской резиденции были стянуты полицейские наряды. Силы правопорядка перекрыли автомобильное движение на территории, прилегающей к резиденции.
Это первое открытое и довольно жесткое выступление части грузинского общества против западного вектора. Пусть активистов и называют пророссийскими, или предателями национальных интересов, или как-то похлеще, это не отменяет того факта, что в Грузии есть активные противники западного курса.
Собственно, они были всегда. Но если бы выступили со своими требованиями в не столь давние времена правления Михаила Саакашвили, то скорее всего получили бы так, что о своих требованиях забыли бы надолго, если не навсегда.
Новые власти, провозгласившие нормализацию отношений с Россией одной из главных своих задач, к такого рода выступлениям относятся куда лояльнее предшественников. Сопротивление требованиям отказаться от вступления в НАТО или ЕС оказывают опять же «националы» Саакашвили и аффилированные с ними структуры вроде «Свободной зоны».
Выступая за отказ от НАТО и соблюдение нейтралитета, «Общество Ираклия Второго» объясняет это необходимостью восстановить территориальную целостность Грузии, в чем ни один западный институт или государство Запада не поможет. Ответственность за внешнеполитический курс лежит на президенте, поэтому акцию решено было провести у его резиденции. «Только когда Грузия откажется от НАТО и Россия поймет, что с нашей стороны ей ничего не угрожает, станет возможно вести предметные переговоры», – считает лидер НПО Арчил Чкоидзе.
Между тем на днях министр обороны Грузии Тина Хидашели в передаче HARDTalk телеканала ВВС заявила, что в Грузии сторонников России не стало больше, а текущие процессы, которые можно истолковать именно таким образом, на самом деле свидетельствуют о постепенной утрате популярности идей вступления в НАТО и ЕС. И происходит это как раз из-за пассивности западных институтов в отношении интеграционных планов Тбилиси.
«21 год мы стучимся в двери НАТО. Выполняем все требования и рекомендации, участвуем в миротворческих операциях под эгидой альянса. Получаем гробы с телами наших военных. Но чего удалось добиться на сегодня – обещания, что Грузия когда-нибудь станет членом НАТО», – заявила Тина Хидашели. Еще раньше она с сарказмом отозвалась о приеме Черногории в Североатлантический блок: «Поздравляю, конечно, черногорцев. За них можно радоваться. Но чем Черногория для НАТО предпочтительнее Грузии?!» По ее словам, подобные события и решения способствуют неуклонному повышению скептицизма грузин в отношении западных структур. Но ошибочно считать, что это автоматически увеличивает количество пророссийски настроенных людей. «Мы испытали российскую агрессию… Почти все грузинские семьи потеряли кого-то за последние 25 лет, их убивали российские солдаты. Именно поэтому в Грузии никогда не станут поддерживать Россию, вступление в Евразийский союз или другую пророссийскую организацию», – заявила Хидашели.
Вероятно, в оценке министра присутствует некоторое преувеличение или предвзятость, но в целом ее оценка отражает нынешнее психологическое состояние грузинского общества. Наверное, своеобразной иллюстрацией этому может служить инцидент с памятником президенту США Роналду Рейгану, установленным в исторической части Тбилиси – парке Рике. Он был измазан белой краской. Вандала быстро задержали. Все ответы его свелись к тому, что Америка встала поперек горла, от нее много проблем, а Рике – не то место, где должен быть памятник Рейгану – «он не Саят-Нова и не Этим Гюрджи (известные тбилисские ашуги (певцы-поэты) прошлого. – «НГ»)». И ни одного признания в симпатиях к России. Кстати, вердикт по делу о хулиганстве оказался удивительно мягким. Во всяком случае, со слов задержанного – его просто отпустили на все четыре стороны.