Пока Минск отмалчивается, экспертное сообщество Белоруссии активно обсуждает распоряжение президента РФ Владимира Путина о размещении на территории соседней страны российской авиабазы. По мнению экспертов, это и есть главный итог встречи российского лидера с его белорусским коллегой Александром Лукашенко, которая состоялась 18 сентября.
Распоряжение о том, что он согласен с предложением правительства разместить в Белоруссии авиационную базу и в связи с этим поручает МИДу провести соответствующие переговоры с белорусской стороной, Владимир Путин подписал как раз в день встречи с Александром Лукашенко в Сочи. Уже 19 сентября документ был опубликован на российском официальном интернет-портале правовой информации.
Главная примета публичного обсуждения этого вопроса – то, что информация поступает только с российской стороны. Белорусская отказывает в комментариях журналистам. Этот факт, а также скупые высказывания Лукашенко на соответствующую тему дают экспертам основания говорить о том, что проблема размещения в Белоруссии российских авиабаз чрезвычайно дискомфортна для Минска.
Белорусский президент, когда в марте 2014 года вынужден был высказаться на эту тему, несколько раз подчеркивал, что это он просит Россию «дать» Белоруссии самолеты. При этом он уточнял, что речь идет о целях противовоздушной обороны и именно о том, чтобы дать самолеты в распоряжение Белоруссии, а никак не разместить чужие авиабазы на своей территории.
Сегодня, анализируя имеющуюся информацию относительно обстоятельств размещения авиабазы, эксперты сомневаются, что такая расстановка сил возможна. Да, соглашение декларирует цели «совместной защиты» и «противодействия». В то же время специалисты утверждают, что самолеты, которые планируются к размещению в Белоруссии, предназначены совершенно для иных целей. Со слов командующего ВВС России Виктора Бондарева известно, что в Белоруссии планируется разместить 24 самолета Су-27СМ3. Это истребители, которые способны наносить удары по наземным целям. «Данные самолеты в Беларуси – это скорее сигнал нашим соседям в Польше и странах Балтии. Для обороны, думаю, хватает нашей ПВО», – говорит по этому поводу белорусский военный эксперт Александр Алесин. По его мнению, истинное назначение этого полка – ответ на появление американских ПРО в Европе.
Таким образом Белоруссия оказывается втянутой в военный альянс, чем нарушает закрепленный в Конституции нейтралитет, говорят местные эксперты и особенно оппозиционные политики. «Это не просто какая-то формальная авиабаза, это Рубикон, перейдя который, обратно вернуться будет очень сложно и стоить это будет очень дорого. Мы видим, чем обернулась российская морская база в Крыму для Украины, и тем же может обернуться такая база для Беларуси», – считает глава старейшей оппозиционной партии «Белорусский народный фронт» Ялексей Янукевич.
Политик обращает внимание на то, что появление документа, на столь непопулярную в белорусском обществе тему в такое неудобное время – накануне выборов – является признаком недоверия между Путиным и Лукашенко. «Сегодня позиция и поддержка России Лукашенко очень нужна, и Путин явно стремится использовать этот момент, чтобы протолкнуть очень важный для Кремля пункт. Ибо нет у Москвы уверенности в том, как дальше будет вести себя якобы главный союзник. Лукашенко и Путин друг другу не доверяют и стараются воспользоваться удобным моментом для реализации собственных интересов», – уверен Янукевич.
По мнению ряда экспертов, обнародование темы военных баз накануне выборов – ответ Путина Лукашенко на его «самостоятельную» позицию по Украине, попытку заручиться поддержкой Запада и налаживание диалога с Европой на фоне ухудшения ее отношений с Россией. «Это поставит под сомнение все устремления Минска быть нейтральной площадкой для переговоров не только по Украине, но и по широкому кругу вопросов о будущем международных отношений на евразийском пространстве», – считает белорусский политолог Евгений Прейгерман. «Надежды Лукашенко восстановить отношения с ЕС рухнут, потому что его и саму Беларусь перестанут серьезно воспринимать сначала на Западе, а затем и в России», – говорит о последствиях появления в Белоруссии российской авиабазы белорусский военный эксперт Андрей Поротников. «На фоне обострения отношений России с Западом российская военная база в Беларуси будет выглядеть провокационно», – уверен он.
Такие оценки, а также анализ опыта российско-белорусского взаимодействия по чувствительным для Минска вопросам дает экспертам основания предполагать, что судьба соглашения о российской авиабазе будет непростой, а принятие Россией решения еще ничего не значит. Может повториться история с признанием Абхазии и Южной Осетии или реализацией совместных приватизационных проектов. Парламент, который должен ратифицировать соглашение, вдруг проявит ранее невиданные чудеса самостоятельности или восстанет общественное мнение.
Минск