Контактная группа в Минске не может договориться о тактических шагах без стратегических решений «нормандской четверки». Фото Виктора Драчева/ТАСС
Соглашение об отводе от линии фронта в Донбассе танков и оружия калибром менее 100 мм снова в Минске не было подписано. Источники утверждают, что вопрос упирается во взаимное недоверие сторон. Никаких механизмов гарантированности соблюдения договора на сегодня не существует. Поэтому ситуация зависла в неопределенности. Продолжение переговоров в Минске запланировано на 22 сентября.
Как известно, о подписании нового соглашения еще 21 июля договорились по телефону лидеры стран «нормандской четверки» Ангела Меркель, Франсуа Олланд, Петр Порошенко, Владимир Путин. Предполагалось, что документ будет подписан до 3 августа и выполнен в течение следующих 10 дней.
Однако на заседании контактной группы по урегулированию (Украина–ОБСЕ–РФ плюс представители ЛНР и ДНР) обнаружились противоречия. Источники отмечали, что в целом все стороны поддержали идею, но не смогли договориться о деталях. В частности, споры возникли вокруг отдельных участков линии разграничения. Разговор был отложен до 8 сентября.
Во вторник и в среду в Минске снова обсуждали детали нового соглашения. «По многим пунктам есть подвижки, но вопросы остаются», – сказал источник «НГ», отказавшись конкретизировать суть проблем.
Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что главная проблема очевидна: «Это вопрос доверия или, точнее, недоверия сторон. Кто и что должен отводить, в какой очередности, кто и как будет контролировать этот процесс. ОБСЕ в виде нынешнего представительства в Донбассе не сможет выступить надежным гарантом выполнения нового соглашения. Тогда кто? Подписать можно что угодно, но будут ли договоренности соблюдаться?»
Эксперт сказал «НГ», что украинская сторона ранее возлагала надежды на международную миротворческую миссию. Однако российская сторона и самопровозглашенные республики выступили категорически против, а европейские посредники сочли, что можно обойтись без миротворцев и урегулировать ситуацию в рамках Минских соглашений.
В частности, вопрос об отводе тяжелых вооружений и орудий калибром менее 100 мм прописан еще в Минских соглашениях-1, утвержденных год назад. Представители Германии и Франции считают, что следует добиться выполнения этого пункта – и первый шаг к миру будет сделан. Затем нужно готовиться к проведению местных выборов в Донбассе по украинскому законодательству. После выборов, по их мнению, в регионе появится законная власть, с которой Киев сможет договариваться об особенностях самоуправления.
Такой подход, как считают в Киеве, является слишком упрощенным. Он не учитывает того, что украинская сторона и самопровозглашенные республики в принципе по-разному видят содержание Минских соглашений. Если в Киеве говорят, что предписанный в документе отвод из региона иностранных вооруженных формирований и добровольцев означает необходимость отвода «российских военных», то в Донецке и Луганске уверены, что речь идет об отводе украинских «оккупационных войск».
Однако наиболее ярко разное толкование уже подписанных документов проявилось в вопросе о проведении местных выборов. В Киеве убеждены, что советы в Донбассе должны быть избраны по украинскому законодательству, в соответствии со стандартами ОБСЕ (то есть после отвода войск и установления контроля за украинско-российской границей). Иными словами, Киев исходит из того, что нужно демонтировать систему ЛНР и ДНР, а затем проводить выборы местных органов власти, которым обещаны широкие полномочия. В республиках, напротив, уверены, что Минские соглашения предполагают прямой диалог Киева с нынешними лидерами ЛНР и ДНР о деталях проведения выборов. Не дождавшись начала разговора на равных, лидеры республик назначили свои выборы местных органов власти. В ЛНР голосование запланировано на 1 ноября, в ДНР – на 18 октября. В Украине выборы состоятся 25 октября.
Источники «НГ» в Киеве отмечают, что европейские политики не понимают глубины проблемы. Дело не в датах, а в глубинных противоречиях, без разрешения которых невозможно добиться выполнения ни старых, ни новых соглашений. «Это такой вопрос, к которому невозможно подходить формально. Представители Германии и Франции подгоняют: поскорее подписывайте, поскорее проводите выборы. Но поспешность очень опасна. Она может привести к тому, что выполнение Минских соглашений вообще будет сорвано. Чтобы этого не произошло, нужно действовать постепенно, поэтапно. Политические вопросы, связанные с выборами в Донбассе и полномочиями (статусом), лучше пока отложить», – отметил политолог Владимир Фесенко.
Вчера информагентства передали комментарий представителя МИД Германии Андреаса Пешке, который предостерег ДНР и ЛНР от проведения выборов 18 октября и 1 ноября, а также призвал Россию использовать свое влияние на лидеров республик, чтобы не допустить проведения несогласованных с Украиной выборов. «Что нам всем очевидно, так это то, что Россия имеет влияние на лидеров (ЛНР и ДНР. – «НГ»), и мы надеемся, что Россия может использовать свое влияние в позитивном ключе, чтобы эти люди пришли к компромиссу и не предпринимали никаких односторонних шагов… Это главный вопрос, который стоит на повестке дня и решение которого способствовало бы политическому урегулированию конфликта», – процитировали немецкого чиновника украинские агентства.
После того как подписать соглашения об отводе танков и артиллерии не удалось в первый раз, в Киеве заговорили о том, что «нормандский формат» неэффективен. А без стратегических решений, принятых с участием лидеров Украины, России и стран-посредников, контактная группа в Минске не может договориться о тактических шагах. Подтверждением стал второй провал. Эксперт Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач сказал «НГ»: «Дело не в «нормандской четверке». Нельзя сказать, что другой формат переговоров был бы лучше или эффективнее. Вопрос в том, чтобы с российской стороны появилось желание урегулировать, а не подвесить конфликт. Пока этого нет, будут проволочки в решении тактических вопросов, не одно, так другое».
Хотя новых договоренностей нет, в Донбассе с конца августа сохраняется относительный режим тишины. Количество обстрелов и перестрелок сократилось со 100 и более в сутки до пяти–девяти. Украинские военные считают затишье временным и связывают его в первую очередь с открывающейся через неделю Генассамблеей ООН. Вчера в телевизионных новостях Украины сообщалось о перегруппировке сил ЛНР и ДНР: «В южных районах Горловки зафиксировано скопление около 25 единиц различных боевых бронированных машин, севернее Новоазовска на скрытых огневых позициях выявлены 10 единиц ББМ, в том числе три танка. В Петровском районе Донецка зафиксированы огневые позиции бронетехники – шесть танков и четыре ББМ. В Киевском районе замечено перемещение четырех автозаправщиков в сопровождении двух БТР. Севернее Докучаевска зафиксировано появление новой 82-мм минометной батареи боевиков. В районе Тельманова на марше зафиксирована колонна «мотострелкового» подразделения боевиков».
Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил местным СМИ, что до начала заседания Генассамблеи ООН в Донбассе может быть тихо. Но после не исключено возобновление масштабных боевых действий: «Мы должны быть готовы отразить наступление в любую минуту». Соответственно повестка дня заседания контактной группы в Минске 22 сентября может выглядеть совершенно иначе, чем представляется сейчас.
Киев