Алексей Михалевич возвращался на родину с боевым настроем. Фото из социальных сетей |
Вчера в Белоруссию вернулся политэмигрант, экс-кандидат в президенты, бежавший из страны после завершения кампании, Алексей Михалевич. Возвращение он, а также его соратники сопроводили заявлением, что в стране появится новый политзаключенный. Белорусские власти, однако, ситуацию отыграли на свой лад.
Во второй половине вторника стало известно, что Михалевича отпустили под подписку о невыезде. Об этом общественность узнала из социальной сети Facebook. «Алеся отпустили без изменения меры пресечения (под подписку о невыезде), притом что подписки он не давал», – написала на своей странице жена политика Милана.
И о том, что Михалевич собирается вернуться в Белоруссию, стало известно также из социальной сети. И логично, что на родине его ждали. Тем более что следовал Михалевич без паспорта, который остался в ГКБ. «Он задержан как лицо, находящееся в розыске, и будет передан сотрудникам МВД», – сообщила погранслужба.
Напомним, что Михалевич, как и другие оппозиционеры, был задержан в ночь после президенстких выборов в декабре 2010 года. После того как его выпустили под подписку о невыезде, он на пресс-конференции рассказал о пытках в СИЗО ГКБ, что вызвало широкий резонанс. Сообщалось, что по высказанным им фактам прошли проверки и так называемая «зондеркоманда» была убрана из СИЗО, а условия содержания стали соответствовать «внутреннему регламенту» изолятора.
В марте 2011 года экс-кандидат тайно бежал из страны и получил политическое убежище в Чехии. В какой-то период он был даже объявлен в международный розыск по линии Интерпола, однако затем его исключили из базы этой организации. Как рассказывала его жена все в том же Facebook, Михалевич планировал свое возвращение, но связывал его с прекращением уголовного дела. Этого, однако, не произошло, и Михалевич решил вернуться.
Эксперты и правозащитники тут же заговорили о том, что в Белоруссии вот-вот появится новый политзаключенный. «Если его действительно возьмут под стражу и направят в СИЗО КГБ (а мы знаем, что уголовное дело в отношении Михалевича до сих пор не прекращено и он официально находится в розыске), то мы будем считать его политическим заключенным», – заявил, в частности, правозащитник Валентин Стефанович.
«Задержание на границе Михалевича является грубым нарушением прав человека и еще одним фактом, подтверждающим, что режим в Беларуси не изменился. Вся предвыборная оттепель не более чем спектакль для иностранцев, который закончится 11 октября», – оперативно издала пресс-релиз по этому поводу пресс-служба Белорусских христианских демократов (БХД). «Михалевич является уже сейчас политзаключенным, на какой бы продолжительный срок он ни был задержан. Нам не надо питать иллюзий насчет либерализации, и нужно быть готовыми защищать друг друга и белорусов от новой волны репрессий...» – заявил другой экс-кандидат в президенты, лидер БХД Виталий Римашевский.
Напомним, что в конце августа президент Александр Лукашенко помиловал всех заключенных, которых Запад считал политическими. Минск хочет наладить отношения с ЕС, США, что важно в свете серьезных экономических проблем и отказа России в полной мере поддерживать белорусскую экономику. Минск рассчитывает, что признание ближайших президентских выборов откроет доступ к кредитам МВФ и к новым рынкам для белорусской продукции, а также станет положительным сигналом для инвесторов.
Появление новых политзаключенных в данной ситуации совершенно не входит в планы властей. По мнению местных наблюдателей, именно поэтому с опальным беглым политиком «беседовали недолго» и отпустили. «Просто от меня избавились», – оценил произошедшее Михалевич.
Как уже писала «НГ», белорусская оппозиция разочарована тем, что отношения Минска и ЕС понемногу налаживаются. Главная причина того, что Европа готова полюбить Лукашенко, в его «самостоятельной позиции» по украинскому вопросу и в миротворческих усилиях в урегулировании конфликта в этой стране. Кроме этого, у Европы появился «новый враг», более опасный, чем «скромный диктатор Лукашенко». В то же время для белорусской оппозиции такой тренд означает отсутствие поддержки международного сообщества, в первую очередь финансовой, и консервирование нынешней ситуации в Белоруссии, которая, конечно же, не стала демократической. Если это так, то в приезде Михалевича некоторые эксперты видят провокацию оппозиции по отношению к властям. Появление нового заключенного со статусом «политический» могло притормозить только завязавшийся диалог. Однако нервы Лукашенко выдержали, и он переиграл оппонентов.
Минск