Некоторые тбилисцы уже требуют возвращения на телеэкраны политических ток-шоу. Кадр из видео телеканала Sputnik Georgia
Руководство грузинской телекомпании «Имеди» («Надежда»), принадлежащей семье покойного бизнесмена Бадри Патаркацишвили, прикрыло политические ток-шоу «Реакция» и «Имедис квира» до конца года. По официальному заявлению руководства канала, планируется изменение формата подобных передач и на реорганизацию требуется время. В политических и общественных кругах Грузии к объяснению отнеслись с недоверием, подозревая, что власти берут под контроль влиятельные СМИ в преддверии парламентских выборов, назначенных на осень 2016 года.
Менее месяца назад разгорелся скандал вокруг телекомпании «Рустави-2». Один из прежних владельцев канала через суд требует его возвращения в собственность, так как продавал «Рустави-2» под давлением властей. Суд до вынесения вердикта наложил арест на всю недвижимость «Рустави-2», запретив брать кредиты в банках, сдавать что-то в аренду и вести иную хозяйственную деятельность. Телекомпания продолжает работать, но нетрудно представить как, если находится в подвешенном состоянии.
Теперь руководство другого рейтингового телеканала вдруг решило прикрыть все свои политические ток-шоу. Прозвучавшее объяснение с учетом истории с «Рустави-2» вопросов в обществе не могло не вызвать. Желание владельцев телекомпании улучшить работу вполне закономерно, но начинать реорганизацию с ликвидации двух наиболее рейтинговых программ?
Оппозиция, как внепарламентская, так и бывшая партия власти «Единое национальное движение» (ЕНД), обвинила правительство и лично олигарха Бидзину Иванишвили, как известно, не занимающего никакой официальной должности, в целенаправленном давлении на прессу, в желании взять СМИ под контроль ради нужного результата на предстоящих парламентских выборах. Такую же позицию заняла часть оппозиционно настроенной общественности. До выборов, к слову, еще более года.
Власти по ситуации с «Рустави-2» кивают в сторону суда: будущее решит Фемида – и категорически открещиваются от причастности к реорганизации в «Имеди». Некоторые представители правящей «Грузинской мечты» (ГМ), правда, одобрили решение руководства «Имеди», наградив закрытые ток-шоу нелицеприятными эпитетами – в последнее время, по их мнению, участники этих передач только тем и занимались, что «поливали друг друга и власть ушатами грязи».
Сотрудники прикрытых телепередач в совместном заявлении и на своих страницах в социальных сетях объявили себя жертвами политических гонений, а власть обвинили в покушении на свободу слова. Руководство телеканала опровергло подобное и призвало сотрудников (или уже бывших сотрудников?) сохранять лицо. В такой разноголосице понять, что действительно происходит в «Имеди», непросто.
По логике, если давление властей на «Рустави-2» могло и быть, так как телеканал откровенно работал на ЕНД, то «Имеди» в какой-то чрезмерной оппозиционности замечен не был. В передачах могла звучать критика в адрес властей, но дозированно. Зато при необходимости «Имеди» вполне способен ввязаться в противостояние с «Рустави-2», кнута для властей никогда не жалевшим. И дело отнюдь не в какой-то зависимости «Имеди» от грузинского руководства. Просто волею сложившихся обстоятельств они союзники в противостоянии бывшей партии власти – ЕНД.
Власти по понятным причинам и мысли не допускают о возвращении «националов» на политический Олимп. А «Имеди» в свое время натерпелось от ЕНД, которое и закрывало канал, и конфисковало его у покойного Бадри Патаркацишвили, и вынуждало продать компанию другому владельцу, который более устраивал и т.п. При ГМ «Имеди» вернулся к законным хозяевам – семье Патаркацишвили, у которой нет никакого резона гнуть линию против тех, кто восстановил ее в правах на телекомпанию. Кстати, за символическую плату – в 1 лари.
Озабоченность происходящим на ведущих телеканалах в «чрезвычайном заявлении» высказал президент Георгий Маргвелашвили, напомнив о свободной прессе как об «основе демократичности государства». Спикер парламента Давид Усупашвили был более осторожен, пожелав СМИ самостоятельности в собственной политике.
Во вторник у офиса «Имеди» состоялась немноголюдная акция представителей общественности, требовавших восстановления в эфире закрытых ток-шоу. В тот же день сразу несколько заметных НПО, специализирующихся на правах СМИ или проблемах их развития, выступили с одновременными призывами к руководству телекомпании «Имеди» сделать исчерпывающие заявления по поводу закрытых ток-шоу – прозвучавшая официальная версия их не устраивает.