Татьяна Короткевич (в центре) пользуется популярностью у белорусской молодежи. Фото с сайта www.bsdp.org |
Представителями общественности Белоруссии, намеревающимися проверить подлинность подписей, собранных в поддержку Татьяны Короткевич, может заняться прокуратура. Об этом вчера на пресс-конференции заявила глава ЦИК Лидия Ермошина, комментируя очередной избирательный скандал в оппозиционной среде.
«Нет никакой общественной комиссии. Только избиркомы проводят выборы и проверяют подписи. Всякие остальные действия граждан самоуправны», – прокомментировала Лидия Ермошина инициативу оппозиционной общественности. «Если своей работой общественная инициатива будет препятствовать работе территориальных избирательных комиссий, то ЦИК обратится в прокуратуру для привлечения их к ответственности», – заявила она. «Это совершеннейшая ерунда, и вообще это нарушение закона. При желании можно прокурора спросить, нет ли здесь превышения каких-то полномочий. Люди посягают на то, что закреплено Конституцией, что выборы у нас в стране проводят избирательные комиссии. А тут демонстративно показывают: нет, есть еще какие-то организации, имеющие право подменять избирательные комиссии. И поэтому – пусть не шутят так! – дополнила она свой тезис в интервью Еврорадио. – Мне, честно говоря, ее жалко – Татьяну Короткевич. Я надеюсь, что эта баба устоит, и они ее не затравят».
Напомним, что в начале недели движение «За Свободу» выступило с инициативой создать общественную комиссию по проверке подлинности подписей, собранных инициативной группой активистки кампании «Говори правду» Татьяны Короткевич. Мотивы у авторов идеи были вполне благородные. «В избирательной кампании… вы остаетесь последним демократическим претендентом. На вас возлагается большая ответственность. В случае регистрации кандидатом в президенты для значительной части сторонников перемен вы станете голосом всех демократических сил», – написали они в письме на имя самой претендентки на пост президента. В то же время бдительных активистов беспокоит то, что «в публичном пространстве слышны настойчивые голоса недоверия касательно реального числа подписей», собранных инициативной группой Короткевич. Независимая общественная проверка должна стать «достойным шагом моральной политики и способом улучшения имиджа демократических сил», полагают инициаторы акции.
В среду был даже утвержден состав этой группы. Помимо представителей движения «За Свободу» в нее вошли активисты Белорусского народного фронта, движения «Наш дом» и христианские демократы. «Если подписи не смогли собрать «аксакалы» оппозиции Анатолий Лебедько (Объединенная гражданская партия) и Сергей Калякин (оппозиционные коммунисты, партия «Справедливый мир»), то уж новое лицо в политике Татьяна Короткевич и тем более», – рассуждают недоверчивые коллеги по оппозиционному лагерю. Они высказывают предположение, что Короткевич является спарринг-партнером действующего президента Александра Лукашенко и тем самым никаким не кандидатом от оппозиции, а ставленником власти.
Сама потенциальный кандидат заявила, что теоретически не против предоставить необходимую информацию общественным активистам, однако считает, что пока ей лучше сосредоточиться на избирательной кампании. Глава ее избирательного штаба Андрей Дмитриев высказал сомнения относительно того, что в штабе имеются копии всех сданных в ЦИК подписей. Такая реакция дала основания авторам инициативы говорить о том, что Короткевич предоставить подписи отказалась.
Очередная война своих против своих разочаровала наблюдателей и экспертов. Недовольство той части оппозиции, которая сама вовсе отказалась от участия в президентской гонке, по мнению политолога Валерия Карбалевича, «далеко не высокоморально». Что касается тех, кто пытался, но не смог, то она еще более уязвима – «если не я, то никто».
Тезис о том, что Короткевич – проект власти, кажется неубедительным политологу Юрию Чаусову: «Это привычный бред… Лукашенко и не на что жаловаться. Именно такая оппозиция – слабая, разделенная на множество враждующих группировок, непримиримых в радикализме, и нужна ему». В такой ситуации бессмысленно создавать еще что-либо, уверен он. «Короткевич – действительно новое лицо, политик, который не очень известен даже людям оппозиционных взглядов, которые интересуются политикой, – говорит Чаусов о причинах интереса к ее личности. – Она первая женщина, которая может быть зарегистрирована кандидатом в президенты, все это привлекает внимание».
Политолог склонен согласиться с теми, кто считает закономерным возрастающую популярность женщины-претендента, так как она, выступая под лозунгом «За мирные перемены», точно сыграла на настроениях общества и вполне может представлять собой новую генерацию оппозиции. «Молодая симпатичная женщина. Свежее лицо, не связанное со скандалами, компроматом. Она еще никому не успела надоесть. Она просто нравится людям, – объясняет успех Короткевич в сборе подписей Лидия Ермошина. – Я думаю, что молодежи приятно, что у них появился молодой лидер, не связанный со старой номенклатурой. И кампанию она свою проводила весьма интеллигентно: никого не обвиняя, никого не оскорбляя. У нее умеренная риторика».
Минск