Франсуа Олланд и Ангела Меркель обнадежили Петра Порошенко. Фото Reuters
Через 2–3 недели лидеры «нормандской четверки» могут встретиться в США в полном составе, с участием президента РФ Владимира Путина. Украинская сторона предполагает, что предстоящая встреча станет рывком в урегулировании ситуации в Донбассе. В кулуарах отмечают, что состав переговорной группы формально не изменится, но что в ближайшее время стоит ожидать изменений позиции России. Подобные прогнозы вызваны состоявшейся в понедельник встречей в Берлине Петра Порошенко, Ангелы Меркель и Франсуа Олланда.
О готовящейся встрече «тройки» стало известно в конце прошлой недели. В тот момент поездка Петра Порошенко в Берлин в День независимости Украины вызвала недоумение.
Сейчас политолог Виктор Уколов в своем блоге отразил бытующее в Киеве мнение, что главный смысл такой встречи был в ее символизме: «К такому приему в дипломатии прибегают тогда, когда прямо говорить о чем-то не желают по тем или иным причинам». По его мнению, Меркель, Олланд и Порошенко встретились без Путина именно в День независимости Украины, чтобы перед телекамерами «показать, что они вместе».
В Киеве считают, что эта встреча стала последним предупреждением о том, что не только формат, но и тональность переговоров по Донбассу могут измениться: Запад не намерен продолжать игры. «Как выглядят европейские политики, которые убеждают российскую сторону, о чем-то договариваются, рассказывают о достижении договоренностей, а потом сталкиваются с тем, что ничего не выполняется? И на следующей встрече российская делегация им говорит, что Россия – за мир, но повлиять на ЛНР и ДНР не может, а российского военного присутствия в Донбассе нет», – пояснил «НГ» политический эксперт Тарас Чорновил.
Он отметил, что встреча в Берлине не стала началом формирования антироссийской коалиции: «Запад не заинтересован в том, чтобы ухудшать отношения с Россией до крайности. Они не закрывают двери, сразу после переговоров «тройки» глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер уточнил, что санкции против России не могут быть последним ответом, что Берлину нужна перспектива в отношениях с Москвой. Но такая перспектива не может быть построена на обмане – вот что показала встреча «тройки». Европейские лидеры продемонстрировали, что не намерены больше терять время и рисковать репутацией, следуя за тактическими ходами России. Время пустых разговоров прошло. Если ничего не изменится, то та проукраинская (но, заметим, не антироссийская) коалиция, которая де-факто сформировалась, – Польша, США, Канада, страны Балтии, Финляндия, Норвегия, Швеция, даже Япония и другие – может начать действовать более жестко и скоординированно».
По итогам переговоров в Берлине стороны сообщили, что не собираются менять форматы переговоров по Донбассу. Как известно, инициатором расширения переговорной группы выступил президент Польши Анджей Дуда. С августа в Киеве и на Западе активно обсуждались разные варианты – от реанимации так называемого женевского формата (Украина–ЕС–США–Россия) до расширения действующих переговорных групп за счет включения представителей Польши, США, Канады.
Эксперты в Киеве отмечали, что российская сторона не примет ни одно из предложений. С США Москва наладила прямой диалог на уровне группы Карасин–Нуланд, а переформатирование минской группы (Украина–ОБСЕ–РФ плюс ЛНР и ДНР) или расширение «нормандской четверки» (Украина–Германия–Франция–РФ) могло бы поставить под вопрос уже подписанные Минские соглашения и привести к новым сложностям в переговорах.
«В Берлине 24 августа случился переломный момент: Германия и Франция впервые открыто признали, что они поддерживают украинскую сторону в толковании Минских соглашений», – сказал «НГ» политический эксперт Тарас Чорновил. Он отметил, что за два дня до встречи тройки лидеров в Берлине же состоялись консультации юристов «нормандской четверки», в ходе которых российскую сторону попытались убедить в том, что Киев меняет законодательство в русле Минских соглашений. «Российская делегация осталась при своем мнении. Раньше в такой ситуации можно было бы ожидать, что Германия и Франция обойдутся обтекаемыми формулировками, попытаются не раздражать Россию. Помните, как Меркель и Олланд приехали к Порошенко в Киев (в начале февраля 2015 года. – «НГ»), а после переговоров французский президент осторожно сказал о ядерной угрозе, а канцлер Германии немедленно, сразу же отправилась в Москву к Путину? Сейчас Меркель просто признала, что с Россией есть разногласия, которые требуется преодолеть. Без страха и сантиментов. Это значит, что что-то изменилось, очень сильно, коренным образом изменилось. То ли Франция и Германия получили некие очень серьезные гарантии со стороны США, то ли Запад получил из России сигналы, свидетельствующие, что позиция Москвы вот-вот изменится», – сказал эксперт.
Со слов Меркель стало известно, что Владимира Путина по телефону проинформировали о содержании беседы в Берлине. Признав украинскую трактовку Минских соглашений верной, лидеры Германии и Франции, по словам Меркель, «встретились, чтобы реализовать Минские соглашения, а не для того, чтобы ставить их под вопрос. И эти договоренности будут темой наших дальнейших переговоров». Российская сторона должна к ним подключиться к середине сентября: встреча «нормандской четверки» предварительно запланирована в США – на полях заседания Генассамблеи ООН.
Украинский политолог Сергей Таран отметил еще один момент по итогам встречи тройки лидеров в Берлине: «Украина уже никогда не будет серой нейтральной территорией между Востоком и Западом… Украина – это устье, очаг, эпицентр мировой геополитики». Он отметил, что до последнего времени украинская внеблоковость означала отказ от собственной линии внешней политики: «Проще говоря, не мы, а за нас решали нашу судьбу… Но учтите, что все те страны, которые принимают участие в определении будущего Украины, тоже в свое время становились объектами влияния других государств. Германией после Второй мировой войны управляли извне, в США 300 лет назад отдельные штаты покупались и продавались, Россия распадалась и «собиралась», Польшу трижды делили… Теперь эти страны решают, как жить другим. Мы, Украина, оказались в эпицентре мировой политики. И из этого ада мы либо не выйдем живыми, либо выйдем очень сильными. Убежден, что произойдет второе. Хотя бы потому, что все, за исключением России, этого хотят. А наличие такого числа влиятельных союзников – удача, которая не так часто случается в геополитике».
Те украинские эксперты, которые оптимистично оценивают ситуацию и верят в скорое взаимопонимание с Россией по Донбассу, отмечают, что у Запада накопились вопросы к Киеву. По их мнению, приведение внутренней политики Украины в соответствие с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС – это следующая задача для западных партнеров Киева. Ее реализация может начаться сразу после выборов местных органов власти, запланированных на 25 октября. Подобные прогнозы строятся на том, что через два месяца местные выборы возможно будет провести и в Донбассе – на тех условиях, которые определила Украина. Если же этого не произойдет, то останется единственный вариант развития событий – война.
Киев