Фото со страницы Объединенной гражданской партии в социальной сети
Старейшая белорусская оппозиционная партия заявила о том, что не соберет 100 тыс. подписей, необходимых для регистрации их претендента кандидатом в президенты. По прогнозам политических аналитиков, такая же участь ждет и других представителей оппозиции.
Лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько сообщил, что его инициативная группа собрала только 50 тыс. подписей. О том, чтобы за оставшиеся несколько дней собрать еще столько же (сбор подписей заканчивается завтра), речь не идет. «Реально собрать 100 тыс. подписей у нас не получится, могут быть только фантастические варианты», – сказал по этому поводу руководитель инициативной группы политика Лев Марголин. Он также сообщил, что даже собранные подписи сдавать в ЦИК инициативная группа не намерена. «Свезем в офис, чтобы все могли убедиться в реальности того, что мы их действительно собрали, а не нарисовали», – сказал он.
Единственный претендент, который уже давно преодолел нужный барьер, – действующий президент. По последним данным, озвученным ЦИКом, за Александра Лукашенко подписался миллион человек. Еще четыре инициативные группы также заявили о том, что собрали по 100 тыс. подписей. Это сторонники предпринимателя Виктора Терещенко, лидера Либерально-демократической партии Сергея Гайдукевича, активистки «Говори правду» Татьяны Короткевич и верховного атамана «Белорусского казачества», лидера Белорусской патриотической партии Николая Улаховича. Правда, никаких подтверждений относительно фактов сдачи подписей в ЦИК нет. Более того, председатель ЦИКа Лидия Ермошина утверждала, что подписи в поддержку Виктора Терещенко еще не поступали вообще. Не замечено ни пикетов, ни сборщиков подписей еще одного кандидата-женщины – учительницы Жанны Романовской. Сторонники оппозиционных коммунистов (партия «Справедливый мир») также, судя по всему, не дотягивают до нужного уровня. По состоянию на начало недели сообщалось о собранных в поддержку их лидера Сергея Калякина 70 тыс. подписей.
Представители оппозиционных партий признаются, что среди населения нет никакой выборной активности. «Люди потеряли интерес к выборам как к процессу принятия решения, – поясняет Лев Марголин. – Пять лет назад была надежда, что выборы могут что-то изменить, сейчас все машут рукой: мол, все решено заранее». Что касается активности сторонников Лукашенко, то она тоже не настоящая, уверен он. «Они собирают паспорта на предприятиях, но это совсем другая история», – рассказывает Лев Марголин.
Опытные сборщики подписей вспоминают предыдущие кампании и констатируют, что все стало как минимум наполовину хуже. Так, например, если в прошлые выборы для сборщиков подписей открывались двери 6–7 квартир, то теперь 3–4. «Те, кто раньше собирал тысячу подписей за месяц, сейчас собирают 500, кто раньше собирал 500, сейчас собирают 200», – рассказывал Лев Марголин.
Вчера Анатолий Лебедько провел импровизированную пресс-конференцию в центре города, в месте сбора подписей. Там он заявил, что вся эта суета списками не имеет никакого смысла, поскольку «все цифры итогов голосования уже расписаны».
Политические аналитики согласны с оценкой ситуации «людьми с мест». Рейтинг Лукашенко только укреплялся последнее время, несмотря на ухудшающуюся ситуацию в экономике, рост курса доллара, имеющий для белорусов, давно не доверяющих национальным деньгам, почти сакральное значение, и снижение зарплат. Эксперты объясняли этот феномен украинским фактором – в Белоруссии живы воспоминания о войне, а местная пропаганда постоянно рассказывает о прямой связи между майданом и нынешними событиями в Украине. В свою очередь, слова «оппозиция» и «майдан» тоже в одном ряду у белорусских пропагандистов. В таких условиях у белорусской оппозиции нет никаких шансов.
Демонстрирует уверенность президент. Недавно он заявил о своем намерении в конце года посетить Вьетнам. «Лукашенко хочет убедить обывателей и номенклатуру, что его переизбрание фатально предопределено», – замечает политолог Валерий Карбалевич.
Правда, недавняя попытка Лукашенко понравиться патриархальному электорату позабавила белорусскую общественность. Уже неделю местные обыватели обсуждают, как Лукашенко показательно в телеэфире копал картошку в своей резиденции вместе с сыном Колей, пресс-секретарем, личным врачом, несколькими спортивными функционерами и просто молодыми красивыми девушками. Внешний вид белорусского президента во многом соответствовал тому, как выглядит его среднестатистический избиратель, как, впрочем, и урожайность картофеля, выращиваемого в белорусских деревнях.
Минск