Новый сезон минское «Динамо» начнет с новым руководством. Фото c сайта www.hcdinamo.by
Финансовая проверка столичного хоккейного клуба «Динамо», начатая более месяца назад, выявляет новые нарушения в ведущей команде Белоруссии. Вчера в СМИ появилась информация, что по этому делу задержан россиянин, который последние полгода сотрудничал с минским клубом. Днем ранее стало известно, что задержанному и.о. гендиректора клуба Владимиру Бережкову менять меру пресечения не будут.
Россиянином оказался скаут «Динамо» Леонид Сыгындыков. Об этом в Twitter написал журналист Алексей Шевченко – известный инсайдер Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). А СМИ распространяли эту новость, ссылаясь друг на друга. Правда, Следственный комитет Белоруссии свою причастность к данному задержанию отрицает.
Новая информация усилила интерес общественности к предыдущему задержанию в минувшую пятницу. Речь идет о Владимире Бережкове, который пришел около двух лет назад в клуб в качестве генерального менеджера из журналистики – около 20 лет он руководил белорусской спортивной газетой «Прессбол». Месяц назад он стал и.о. генерального директора клуба, поскольку с его предшественником – Максимом Субботиным – сначала расторгли контракт, а потом задержали и завели на него уголовное дело. Сначала Субботина, а теперь и Бережкова обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями. По данным Следственного комитета, Бережкова подозревают в хищении суммы, эквивалентной примерно 3 тыс. долл. В понедельник Следственный комитет заявил, что избранная мера пресечения – заключение под стражу – в отношении задержанного меняться не будет. Пресс-служба хоккейного клуба, кстати, проинформировала общественность, что, как и в случае с Субботным, контракт с Бережковым был расторгнут за день до задержания. Председатель наблюдательного совета клуба министр внутренних дел Игорь Шуневич уже успел представить команде нового и.о. гендиректора – экс-заместителя министра внутренних дел Анатолия Курильца.
Если спортивные функционеры не торопятся комментировать ситуацию, то журналисты, особенно спортивные, которые хорошо знают Бережкова, сразу заявили о необходимости поддерживать его, бороться за его освобождение и даже ходатайствовать о наделении статусом политзаключенного. По их мнению, Бережков – кристально чистый человек, который пострадал за попытку бороться с системой коррупции, откатов, непрофессионализма и безразличия, которая царит в белорусском спорте.
Бережков, как человек, пришедший из журналистики, открыл общественности происходящее в белорусском хоккее. Из его интервью следовало, что функционеры больше нацелены на сиюминутные результаты и отстаивают местечковые интересы, а перспективная и системная работа по воспитанию крепких игроков задвинута на второй план.
«Белорусский хоккей – это болото», «Хоккеем управляют красные директора», «Спортом управляют генерал МЧС, дипломат и пограничник – наша «птица-тройка» – эти и другие высказывания Бережкова цитируются как иллюстрация того, что пострадал он за откровенность, искренность и чистоту помыслов, которые отторгаются системой.
Бережков в одном из своих интервью признавался, что ему уже советовали «знающие люди» помалкивать. «Люди, мнением которых я дорожу и которых я уважаю, стали говорить, что меня слишком много, я должен молчать и не давать никаких интервью, никаких комментариев, уйти со всех форумов, закрыться и вести себя так, как ведут себя практически все хоккейные функционеры. Находиться в скорлупе, в закрытой среде. Даже если я делаю что-то неправильно, об этом никто не знает. Если кто-то захочет добиться ответа на какой-то вопрос, он его не добьется ни при каких обстоятельствах. Цифры закрыты, потому что они закрыты, и все. Или: сведений нет, потому что так надо, – рассказывал Бережков. – Я прекрасно осознаю, что веду себя неправильно и неадекватно и все, что говорю, будет использовано против меня».
«Владимир Бережков. Жестокий роман с системой», – написал о задержании журналист Руслан Батенков, который год назад опубликовал нашумевшее интервью с упоминанием «красных директоров». По его мнению, причиной задержания стали «сомнительные романы свободолюбивого Бережкова с властью». «Сторонник теории малых дел, он принимал удар и в рамках системы пытался создать вокруг себя атмосферу хоть какой-то нормальности», – считает Руслан Батенков. По его мнению, «Бережков надеялся реформировать систему изнутри, но система решила избавиться от него».
Тема задержаний, громких коррупционных дел, злоупотреблений и хищений не теряет актуальности в Белоруссии. В день, когда стало известно о задержании Бережкова, Верховный суд Белоруссии огласил приговор бывшему главе Белкоопсоюза Сергею Сидько: 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества за взятки. Вместе с ним на скамье подсудимых были и другие чиновники, а также представители бизнеса, которые «подстрекали» и давали взятки. Всего пять человек, которые получили сроки от 2,5 до 5,5 лет лишения свободы.
Местные наблюдатели считают коррупцию приметой белорусской экономической системы, которая построена на доминировании государственной собственности и приоритетности морального удовлетворения от хорошо сделанной работы над материальным вознаграждением, – у белорусских чиновников и «красных директоров» очень низкие заработные платы. Даже у президента Александра Лукашенко она составляет примерно 3 тыс. долл. Судя по количеству дел о злоупотреблениях, белорусское чиновничество приоритет морального удовлетворения не признает, а система отторгает всякого, кто ее пытается улучшить.
Минск