Государство не намерено пока продавать ОАО "Минский завод колесных тягачей". Фото с официального сайта Президента Республики Беларусь.
В Минске ждут миссию Евразийского банка развития – она будет выяснять, почему Белоруссия не смогла выполнить условия предоставления предыдущего кредита. Президент Александр Лукашенко уже намекнул, что выполнить давние планы по приватизации с участием российского капитала он готов только за большие деньги.
О скором визите миссии Евразийского банка развития (ЕАБР) сообщил в конце минувшей недели председатель правления этого банка Дмитрий Панкин. Он возглавлял делегацию ЕАБР, которая приезжала в Минск с рабочим визитом. Предположительно, миссия приедет в Минск в будущий понедельник и пробудет там до конца недели. «Мы планируем детальный разговор по каждому показателю. Валютные резервы: что выполнено или не выполнено, какие остаются разногласия, объем кредитования экономики, какой уровень возмещения тарифов на ЖКХ, возмещения транспортных тарифов.
Такой разговор предстоит», – рассказал о планах работы миссии Дмитрий Панкин. Он высказал надежду, что экспертам ЕАБР и правительству Беларуси удастся найти компромисс.
Напомним, что Антикризисный фонд ЕврАзЭС (в 2015-м переименован в Евразийский фонд стабилизации и развития) в 2011 году одобрил предоставление Белоруссии кредита в размере 3 млрд долл. под программу экономической стабилизации. Программа предусматривала стабилизацию курса белорусского рубля, снижение уровня инфляции, пополнение золотовалютных резервов до безопасного уровня, снижение объемов директивного кредитования, сокращение объемов перекрестного субсидирования, стабилизацию платежного баланса. Важным пунктом программы является то, как кредитор представляет себе путь к сбалансированности платежного баланса. По мнению экспертов банка, важным источником поступления средств в страну и наращивания международных активов для Белоруссии может стать приватизация. Программа предусматривала, что по этой статье в течение трех лет поступит 7,5 млрд долл. – по 2,5 млрд в год. Одновременно с этим стороны согласовали реализацию пяти совместных проектов приватизации с участием российского капитала. Напрямую в программе не указывалось, что доходы от приватизации должны поступить из России, но предусматривалось, что именно так и будет.
В течение 2011–2013 годов Белоруссия получила более 2,5 млрд долл. кредита, а перед последним траншем в размере 440 млрд долл. кредитор заявил, что программа не выполняется. Например, больше, чем планировалось, оказался прирост объемов кредитования – при плане в 12% они выросли на 21%. Не было запланированной динамики и сокращения доли перекрестного субсидирования, высокой оставалась инфляция и ставка рефинансирования (около 30%). В направлении приватизации и реализации совместных проектов и вовсе ничего, кроме обсуждения, не было сделано. Российские компании проявили интерес ко всем пяти белорусским предприятиям («Интеграл», «Гродно-Азот», «Пеленг», Минский завод колесных тягачей и МАЗ), но стороны не сошлись в цене и условиях продажи. Например, выставив на продажу акции «Гродно-Азота», правительство Белоруссии прописало такие жесткие условия по объемам инвестиций в развитие (около 2 млрд долл.), что никто даже не стал участвовать в аукционе. К тому же продавался не контрольный пакет, а лишь блокирующий, что в Белоруссии, периодически что-нибудь национализирующей и управляющей экономикой в ручном режиме, чревато проблемами сохранности купленных активов.
Интересно, что на следующий день после визита в Минск Дмитрия Панкина Александр Лукашенко посетил Минский завод колесных тягачей и послал Москве месседж – сбрасывать цены на активы Белоруссия не будет, но кредит получить все равно рассчитывает. «Я не хотел бы приватизировать (читай: отдавать бесплатно. – «НГ») то, что создано народом», заявил белорусский президент, общаясь с коллективом МЗКТ в минувшую пятницу. По его словам, идею приватизации этого предприятия ему «навязывают», но он ее не поддерживает. Правда, если 3 млрд долл. положат, вероятность продажи он готов рассмотреть, уточнил белорусский президент. При этом он не преминул напомнить, что даже в случае продажи за большие деньги власти Белоруссии не намерены отказываться от управления предприятием. Лукашенко заверил, что будет контролировать ситуацию: «Чтобы ваши права как членов трудового коллектива не были нарушены, чтобы получали нормальную зарплату и чтобы не рулили вами не так, как надо». А если вдруг инвестор начнет сопротивляться силе госуправления, то в Белоруссии есть прекрасная практика возвращения предприятий в госсобственность, «где недобросовестно работал частник», предупредил Лукашенко.
Эксперты увидели взаимосвязь между заявлениями Лукашенко и визитом Панкина в Минск. По мнению многих из них, власти Белоруссии ведут закулисный торг с российским руководством. Минск просит кредит, который остро нужен под выборы, чтобы удержать экономическую стабильность, но при этом рассчитывает, что в качестве его обеспечения будет достаточно политической лояльности и статуса «единственного верного» союзника. Москва же напоминает, что все-таки рассчитывает приобрести активы в Белоруссии.
Местные аналитики прогнозируют, что у Лукашенко есть все шансы снова получить кредит, ничего не продав. Политический аспект они считают достаточно весомым в нынешней ситуации, тем более что Белоруссия, как «ласковое телятко», просит о кредитовании и Восток, и Запад. Заявка примерно на те же 3 млрд долл. в МВФ тоже отправлена, и там тоже думают.
Минск