Фото Reuters
Второе полугодие должно продемонстрировать восстановление экономического роста Белоруссии. Такое распоряжение отдал накануне президент Александр Лукашенко. Правительство согласилось и приступило к его исполнению. В то же время эксперты оснований для улучшения ситуации не видят.
Итоги работы в первом полугодии Александр Лукашенко планирует в ближайшее время обсудить с правительством на специальном совещании. Накануне президент встретился с премьер-министром Андреем Кобяковым, дал предварительную оценку и поставил задачи на ближайшую перспективу: «Мои требования к правительству в том, чтобы мы все-таки выполнили то, что поставили перед собой в этом году».
«Я понимаю: сложности и трудности. Но считайте, что у нас идет в экономике война, военное положение. И мы должны сделать все для того, чтобы вот в этих военных экономических условиях выполнить те задачи, которые перед собой поставили, и мы должны их решить в этом году», – распорядился он.
Еще совсем недавно и президент, и правительство признавали экономический спад как данность и строили экономическую и денежно-кредитную политику исходя из этого – зарплаты не повышались, кредиты были дорогими, сократилось и директивное кредитование. Такая позиция уже удостоилась одобрения как международных экспертов, так и местных независимых аналитиков. Дело в том, что белорусская экономика, по оценкам наблюдателей, давно нуждалась в сжатии, однако власти не хотели этого признавать и увлекались ее искусственным разогревом за счет большой денежной эмиссии. Особенно перед электоральными кампаниями. Такая политика, не подкрепляемая реальными экономическими результатами, на протяжении многих лет вела к раскручиванию инфляционной спирали и регулярным девальвациям.
Местная экономически активная общественность строила предположения относительно того, как власти Белоруссии поведут себя перед президентскими выборами – удержится ли от популистских шагов. Заявление Лукашенко эксперты расценили как курс на предвыборную популистскую политику, которую правительству придется проводить. Кобяков уже заявил, что восстановление экономического роста – главная задача правительства на второе полугодие. Он пообещал, что зарплата к концу года будет как минимум на уровне прошлого. По итогам минувшего года реальная зарплата белорусов упала на 3%, а реальные доходы – даже на 5%.
Аналитики никаких условий для экономического роста не видят. Ситуация на главном рынке сбыта – российском – не внушает оптимизма. Вместе со стоимостью нефти падает российский рубль. В этой ситуации белорусские экспортеры снова начинают нести потери при работе на рынок РФ. Спасти от убытков может только синхронная девальвация белорусской национальной валюты. Однако такой шаг непременно приведет к росту цен и способен нарушить устойчивость финансовой системы в целом.
Нет и внутренних возможностей для роста, рассуждают экономисты. Складские запасы позволяют не производить многие виды продукции еще пару месяцев. Только 30% производимых товаров продаются. У предприятий нет собственных оборотных средств для увеличения объемов производства. Растут неплатежи. Просроченная кредиторская задолженность с начала года выросла на 26,5%, дебиторская – на 30,9%. Внешние поставщики должны белорусским предприятиям почти в два раза больше, чем в начале года. Эксперты объясняют это тем, что белорусские производители поставляют свою продукцию компаниям-дилерам ради уменьшения складских запасов. Однако они там не продаются, поэтому растет дебиторская задолженность.
В таких условиях обеспечить рост можно только вбрасыванием в экономику эмиссионных денег. Глава правительства, правда, заявил: «Речь не идет о том, что мы будем разгонять экономический рост за счет увеличения внутреннего спроса. Мы будем наращивать экспорт в регионы, в которых будут востребованы наши товары». Эксперты, однако, условий для этого не видят и напоминают, что разогрев экономики грозит закончиться поствыборной девальвацией, как было после минувших выборов.
Минск