В селе Широкино к сотрудникам ОБСЕ могут присоединиться и другие наблюдатели. Фото с сайта www.osce.org
В Верховной раде Украины зарегистрирован проект постановления, которое противоречит планам создания 30-километровой демилитаризованной зоны в Донбассе. Три десятка депутатов, выступивших соавторами документа, намекнули президенту Петру Порошенко, что его договоренности, достигнутые в рамках «нормандской четверки», противоречат законодательству. Но собраться, чтобы рассмотреть проект в ближайшие несколько дней, депутаты не могут.
Лидеры «нормандской четверки» Ангела Меркель, Франсуа Олланд, Владимир Путин и Петр Порошенко 23 июля в режиме телефонных переговоров договорились до 3 августа подписать соглашение об отводе на 15 км в каждую сторону от линии противостояния тяжелых вооружений. Об этом сообщил спустя несколько дней президент Украины. Он уточнил: на выполнение соглашения отведено 10 дней.
Самый важный пункт договоренностей – это вопрос контроля. Сейчас мониторингом ситуации занимается специальная миссия ОБСЕ. По итогам переговоров «четверки» стало известно, что контролировать демилитаризацию будут также представители Совместного центра по контролю и координации вопросов прекращения огня и поэтапной стабилизации линии разграничения сторон на востоке Украины (СЦКК). Напомним, этот центр был организован в сентябре прошлого года, после подписания первой редакции Минских соглашений. В его состав вошли представители ОБСЕ, а также по несколько десятков военных офицеров с украинской и с российской сторон.
До сих пор функционирование СЦКК воспринималось в Украине как данность. Легальность такой деятельности не обсуждалась. Но когда стало известно о планах создать опорный пункт СЦКК для совместного контроля ситуации в демилитаризованной зоне, в Киеве задались вопросом о законности такого решения.
В зарегистрированном группой депутатов проекте постановления подчеркивается, что, согласно Конституции, допуск подразделений вооруженных сил иностранных государств на территорию Украины требует обязательного одобрения Верховной радой. «А поэтому решение о создании каких-либо совместных наблюдательных пунктов с участием военнослужащих Украины и военнослужащих других государств, как и пребывание иностранных военнослужащих на территории Украины с любой другой целью, принимается исключительно Верховной радой Украины», – напомнили депутаты президенту.
Кроме того, они выступили против отвода украинских войск с территорий, за счет которых планируется создать демилитаризованную зону. «Это создало бы прямую угрозу национальной безопасности и обороне», – сказано в документе, текст которого размещен на сайте Верховной рады.
В начале недели в некоторых городах на востоке Украины начались акции протеста против отвода украинских войск: жители опасались, что это приведет к расширению зоны конфликта. Военное командование сообщило, что войска не покидают территории, а проводят плановую ротацию. Вместо добровольческих батальонов на дежурство заступили морские пехотинцы.
Самые горячие споры ведутся о ситуации в селении Широкино, что на подступах к Мариуполю. Силы ДНР ранее сообщили, что отступают от почти полностью разрушенного поселка на берегу Азовского моря, и призвали украинскую сторону поступить так же. В ходе переговоров «нормандской четверки» обсуждалась идея именно в Широкино создать опорный пункт СЦКК.
На этой неделе украинские СМИ со ссылкой на замначальника Главного командного центра Генштаба ВС Украины генерал-майора Александра Розмазнина сообщили о возможности создания совместных патрулей украинской милиции и правоохранителей ДНР для контроля за ситуацией в Широкино. Эта новость была негативно воспринята в рядах военных.
В среду Генштаб ВС Украины в комментарии агентству УНИАН разъяснил ситуацию: Розмазнин говорил не о реальных планах, а только о предложениях, которые звучали, но не были приняты украинской стороной. Кроме того, в Генштабе отметили, что Украина поддерживает инициативу обустройства постоянно действующего наблюдательного пункта мониторинговой миссии ОБСЕ в селе Широкино. Миссия СЦКК не упоминалась.
В тот же день президент Порошенко, находившийся с визитом во Львове, заявил, что ДНР и ЛНР не получат особый статус. По его словам, речь может идти только об особом порядке самоуправления – в соответствии с уже принятым законом. «Такой закон уже дважды принимался Верховной радой (голосованием в сентябре 2014 года и внесением поправок в марте 2015-го. – «НГ»)… И там есть десяток предварительных условий, без которых закон не вступил в силу. Ключевое – оккупационные российские войска должны уйти из Украины. Над неконтролируемым участком украинско-российской границы должен быть возвращен украинский государственный суверенитет», – подчеркнул Порошенко.
Один из депутатов в правящей коалиции, попросивший не называть его имени, сказал «НГ», что президентская команда в последние дни «явно оправдывается – пошли на попятную». Он предположил, что причиной стало явное недовольство способами реализации мирного плана, которое выражают и рядовые граждане, и часть депутатов, и люди, авторитетные в рядах военных. «Регистрация в Верховной раде проекта постановления (упомянутого выше. – «НГ») – это сигнал президенту: мир любой ценой не устроит общество. Подписали в Минске соглашения – и носятся с ними как с писаной торбой. Но если это действительно международные соглашения, то их должна была ратифицировать Верховная рада. Иначе это – филькина грамота».
Собеседник «НГ» отметил, что в парламенте уже сложилась почти кризисная ситуация: «Часть депутатов задает вопрос: что это за договоренности, которые ни с кем не обсуждались? Что такое Совместный центр по контролю и координации – на каком основании и что контролируют на нашей территории 80 российских офицеров? Разве Россия признала, что имеет отношение к конфликту?» Депутат уточнил, что упомянутое постановление – это только вершина айсберга недовольства.
Он отметил, что соавторами документа выступили в основном внефракционные депутаты, некоторые представители Радикальной партии, бывшие командиры добровольческих батальонов. «Но не они определяют ситуацию. Пока ее удается контролировать «Народному фронту» Яценюка и «Блоку Петра Порошенко». Пока эти самые крупные фракции чувствуют себя, как говорят, в одной лодке, все конфликтные вопросы удается решать. Вот сейчас, к примеру, невозможно созвать заседание Верховной рады – говорят, все отдыхают, голосовать некому… Но вопросов все больше. И к осени возможен очень большой скандал: ну, подпишут какое-то соглашение 3 августа, но ведь мир не наступит чудесным образом. Вы смотрите украинские новости? Вот сводка за утро четверга – от Безымянного к Широкино перебрасывается танковая группа ДНР. Это они, думаете, к созданию демилитаризованной зоны готовятся? Или, как обещал Захарченко, к расширению территории ДНР до границ всей Донецкой области? Авторам мирных планов все равно придется объяснить, кто и почему подписал соглашения, с кем проводили переговоры и о чем договаривались».
Директор аналитического центра «Украинские студии стратегических исследований» Юрий Сиротюк сказал «НГ», что с точки зрения Украины главная проблема сейчас заключается в том, на какие уступки можно идти ради мира на востоке страны. «Президент является гарантом Конституции. Он не может себе позволить нарушать Основной закон. Да, Минские соглашения важны. В них еще в сентябре прошлого года вписали пункты о создании 30-километровой демилитаризованной зоны. Но это решение нужно имплементировать законными способами. Решили создать совместный центр, в котором будут работать российские представители – офицеры, военные консультанты, наблюдатели, кто угодно, – выносите это решение на рассмотрение Верховной рады. В конце концов у нас парламентско-президентская форма правления. А если столь важные решения принимаются не здесь, а где-то там, третьей стороной, то возникает вопрос о суверенитете Украины. Готовы ли мы ради надежды на мир пожертвовать государственным суверенитетом? Об этом надо бы у людей спросить», – отметил он.
По данным Сиротюка, в украинских силовых структурах ситуация остается контролируемой. Участники антитеррористической операции выполняют приказы, хотя не всегда понимают логику политических решений. Общество тоже не протестует, не желая ослаблять власть во время войны.
Киев